Статья:

Тематика лирической поэзии Тагора Рабиндраната

Конференция: LXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Пратхам Г.У. Тематика лирической поэзии Тагора Рабиндраната // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(82). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(82).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Тематика лирической поэзии Тагора Рабиндраната

Пратхам Гупта Умашанкар
студент Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург
Гусева Евгения Михайловна
научный руководитель, ассистент Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург

 

THEMES OF TAGORE RABINDRANATH'S LYRIC POETRY

 

Gupta Pratham Umashankar

Student Orenburg state medical University, Russia, Orenburg

Evgeniya Guseva

Scientific supervisor, Assistant, Orenburg state medical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению основных тем лирической поэзии индийского поэта и писателя Тагора Рабиндраната. Основное внимание в статье уделяется изучению как раннего, так и позднего поэтического творчества, которое пронизано глубоко религиозным  и загадочным смыслом. 

Abstract. This article is devoted to the main themes of lyric poetry of the Indian poet and writer Tagore Rabindranath. The article focuses on the study of both early and late poetic creativity, which is imbued with a deeply religious and mysterious meaning.

 

Ключевые слова: лирика Рабиндраната, черты гуманизма, воспевание жизни, восхищение красотой мира, человек, природа.

Keywords: Rabindranath's lyrics, traits of humanism, singing of life, admiration for the beauty of the world, man, nature.

 

Тагор Рабиндранат, будучи юношей, начал издавать первые произведения, которые по стилю напоминали старую вишнуитскую и новую националистическую лирику. В очень короткое время он добился высокого мастерства и  стал великим поэтом Бенгалии.

Лирика – наиболее излюбленная и богатая часть творчества Тагора Рабиндраната.  Лирика присутствует в его драмах, рассказах и повестях. Тагор обычно уходит в анализ душевных переживаний своих героев и при помощи этих переживаний вводит картины социальных и политических разногласий.

Тагор Рабиндранат  всегда говорил: «...Я не ученый и не философ. И вряд ли следует ожидать от меня плодов, собранных с обширного поля исследования, или богатств, которые предоставляет ум, поднаторевший в трудном деле добывания знания» [4, с. 76]. Однако его биограф К. Крипалани подчеркивал, что «он был поэтом в традици­онном индийском смысле слова, kavi – провидец, посредник между чело­веческим и божественным» [3, с. 2].

В поэзии Тагора мы можем выявить черты гуманизма и реформаторское мировоззрение о связи человека и Бога, которые он понимал и развивал по-своему.

Тагор – прежде всего свободомыслящий просветитель, немало у него от либерализма, а с течением времени он «становился демократом,  сочувствующим пролетариату», как говорил о нем Джавахарлал Неру [2, с. 366]. Началом в религиозном сознании  Тагора было представление о всеобъемлющей безличной божественной сущности – Атман, или Брахман, которая является правителем и распорядителем мира. Тагора особо привлекала "Иша-упанишада", где сказано:

Он движется, и Он не движется.

Он далеко, и Он близко.

Он внутри всего, и Он вне всего.

Всеведущий, мыслящий, вездесущий, самосущий,

Он должным образом распределил все вещи на вечные времена.

Представление об Атмане –  определенная форма единобожия. Но в Индии это единобожие, нередко сравнивается на Западе с брахманизмом. Оно представляло надстройку над обширным ведийским пантеоном, прежде всего в элитарном богословии.

В поэзии Тагора находят преимущество и другие темы — воспевание жизни и восхищение красотой мира.

Я рад, что в этой родился стране!

Я рад! О Мать, как ты желанна мне!

Богата ль ты, родная,

Царица ль ты? — Не знаю.

Отрадно мне в твоей прохладной тишине!

Где краше в день весенний

Лугов и рощ цветенье?

Где столько радости в смеющейся луне?

Свет, что милее жизни,

Увидел я в отчизне.

Он будет мне сиять в последнем сне.

(Перевод Е. Бируковой)

 

Тагор говорил, что в его поэзии «радость и горе живут попеременно». Поэтому в его поэзии преобладает  глубоко гуманистическая тема – сострадание человеку, протест против его притеснения и уничижения.

Индия — страна глубоких духовных и религиозных мировоззрений. Поэтому у Тагора многие стихи пронизаны религиозным и загадочным настроением. Божественное рождение мира для поэта безоговорочно. Но Тагор признает жизнь как выражение Бога. Он называл это «божество-жизнь».

Поэт считает, что человек в юношеском возрасте познает природу своим сердцем. Человек и природа в его поэзии едины. Кроме того,  в поэзии Тагора человек возвышен. Он не частица, а сам создатель.

Любовная лирика является неотъемлемой частью творчества индийского поэта. Иногда она приобретает философское обобщение, а иногда — это легкие, незамысловатые стихи о любви.

Что говоришь, говори, вновь повтори;

Любишь, так повтори, до зари вновь и вновь повтори;

Не раз, не два и не три свои слова повтори,

Любишь, так не хитри, «Люблю, люблю» — повтори!

(Перевод В. Микушевича)

 

Ты защити меня!

Ото всех моих мнимых заслуг защити меня;

Когда моя тень мне внушает испуг, ты защити меня;

Когда попадаюсь я сам в силки моей собственной лжи,

От мнимых друзей и подруг ты защити меня;

Гордыня — твердыня и вечная западня;

«Я» — тяжкий недуг; от меня защити меня.

(Перевод В. Микушевича).

 

Э. Комаров, исследовав творчество Рабиндраната Тагора, пишет: «Само осуществление тагоровского идеала любви, немыслимо без духовного человеческого равенства женщины с мужчиной.

Певец женственности, он смело называет свой идеал женского характера  „мужественным“, бросая вызов традиционным представлениям.

В целом творчество Тагора дает редкое по своей поэтичности и многосторонности раскрытие женского характера. Кротость и духовная сила, доброта и подвластность настроениям — загадочность, мечтательность, „опускающая перо в настой печали“, и величавая уверенность, подвижность ума и артистичность — эти переливы и грани женского характера радуют глаз поэта, словно игра драгоценного камня» [1, с. 119].

В одном из своих стихотворений Тагор пишет: «Умом неустанным познай зарождение нового в старом».

Весь творческий путь индийского поэта — это желание пробиться из старого в новое. Поэзия Тагора нова и свежа. Своим творчеством он показал, что Индия сделала выход в новое, получила свободу, перестала быть колонией Англии.

 

Список литературы:
1. Комаров, Э. Н.  Бог и человек в поэзии Рабиндраната Тагора: от «Иша-упанишады» до «Писем о России» / Э. Н. Комаров // Восток. – 2013. – № 6. – с. 119. 
2. Неру Дж. Открытие Индии. – М.: Издательство иностранной литературы, 1955.с.365. 
3. Kripalani K. Rabindranath Tagore. A Biography. 2nd ed. Calcutta: Vishwa Bharati; 1980
4. Tagore R. Religion of Man. New Delhi: Rupa; 2011