Статья:

Воспитание императора Александра II. Роль первых учителей и наставников

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Некипелова Я.А. Воспитание императора Александра II. Роль первых учителей и наставников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(9).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание императора Александра II. Роль первых учителей и наставников

Некипелова Янита Александровна
студент, Северный Арктический Федеральный Университет, РФ, г. Архангельск
Овчинникова Наталья Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северный Арктический Федеральный университет, РФ, г. Архангельск

 

Тема воспитания и образования является одной из наиболее актуальных в современное время. Она всегда привлекала к себе внимание исследователей, причем не только из области педагогики, но и исторической науки. Вопросы воспитания и образования приобретают еще большую силу важности, когда речь идет о важных политических деятелях, первых лицах государства, так как от уровня полученного ими образования, в определенной степени зависит судьба страны и народа в целом.

Факты биографии первых лиц государства, в частности, их детство и юность, когда закладываются характер и мировоззрение, имеют особую воспитательную ценность для педагогов всех времен. История как наука и современная система образования уделяют этому вопросу должного внимания. Сведения затрагиваются лишь вкратце, находят частичное отражение в отдельных монографиях, справочниках, публикациях научных журналов.

В данной работе уделено внимания приемам, методам воспитания и образования. Затронута тема наставничества, которая получила широкое распространение во времена Российской империи. Оно в то время имело не только массовый, но и многообразный характер. Наставничество включало в себя индивидуальные и коллективные формы воспитания, а также было укреплено добрыми традициями и поэтому обладало особой социальной прочностью и глубиной воздействия.

А также рассмотрено, как на становление и развитие личности цесаревича Александра Николаевича оказали влияние воспитательная и педагогическая деятельность членов его семьи, первых учителей и наставников.

Воспитание императора Александра II началось в семье. Особую роль в воспитании сыграл его отец – сам Николай I. Он понимал, что его старшему сыну предстоит стать наследником, поэтому очень серьезно отнесся к его воспитанию, организации всего учебного процесса, к образовательной программе и подбору преподавателей. Александра Федоровна – мама, воспитывала детей фактом своего присутствия, являясь центом большой и дружной семьи [2].

Родители будущего императора Александра II в первую очередь следили за правоверием и были первыми наставниками детей в духовном воспитании. Всех детей обязательно крестили, а также приучали ходить в церковь, читать Евангелие, почитать Закон Божий.

Помимо этого, в семье усваивались, и нравственные нормы, и правила этикета. Эстетическое воспитание имело значимость не только для девушек, но и для молодых людей, так как оно является стимулом для многогранного развития личности. Дети дома Романовых присутствовали с родителями на театральных постановках, слушали оперу [4].

Уделялось внимание и воспитанию волевых качеств. Великих князей обязательно записывали в гвардию. Это способствовало физических сил и бодрости духа. С детства цесаревич Александр Николаевич участвовал в военной жизни Санкт-Петербурга, таким образом, происходило формирование представления о его будущем статусе и роли в качестве императора, так как военная сфера была важной частью репрезентации императора.

В результате семейного воспитания у цесаревича были сформированы такие качества как уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие, активная жизненная позиция, гуманное отношение к людям, любовь, преданность и многие другие качества, которые позволили в будущем выстроить прекрасные взаимоотношения в своей будущей семье.

В 1824 году, когда цесаревичу исполнилось 6 лет, особое внимание было уделено военному воспитанию. Великий князь Александр Николаевич по приказу отца в 1827 году, был зачислен в Первый кадетский корпус [3]. Воспитание было доверено человеку сугубо военному – капитану Карлу Карловичу Мердеру [4]. Следует отметить, что для цесаревичей, когда выбирали наставника для занятия военным делом, обязательно обращали внимание не на одни знания военные, но и на просвещение в целом, и черты характера. Николай Павлович, когда еще сам был великим князем, узнал о педагогическом таланте Мердера, поэтому и решил доверить ему воспитание своего сына. Помогать в обучении военному делу и наукам стал полковник С.А. Юрьевич, назначил его сам Мердер, так как он считал, что тот полностью разделяет его точку зрения на воспитание будущего приемника престола.

Карл Карлович перед тем, как начать занятия по ранее одобренному плану, ознакомился с различными иностранными сочинениями, посвященные вопросам педагогического воспитания. Им был составлен особый план обучения, которого он и придерживался на всем этапе. Занятия были разнообразными. Это могла быть просто фронтовая служба, занятия артиллерией или военными укреплениями, или посвященные навигации. Занятия имели форму игры. Они были приготовлены для методического изучения военных наук. Играя и переходя все ранги военного человека, знакомился со всеми подробностями службы военной. Основной их целью было укрепление сил физических, нравственное образование и приобретение знаний в этой области.

Вместе с этим уделялось внимание и военно-патриотическому воспитанию – формированию и развитию патриотических чувств. Великому князю прививалось чувство ответственности за то, что происходит в государстве. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Эта часть воспитания остается важной и в современное время, причем для всех граждан нашей страны.

В целом, можно сделать вывод о том, что система К. К. Мердера оказала благотворное влияние на цесаревича, так как оно направлено на закладывание добросовестного отношения к ратному труду, воспитание высоких морально-нравственных качеств, таких как: отвага, мужество, готовность встать на защиту своей родины, тем самым выполнить воинский долг.

Николай I долго думал о том, кого приставить для воспитания и обучения великого князя, в итоге выбор, для главного наставника пал на Василия Андреевича Жуковского. Он известен многим людям, лишь как известный писатель и поэт девятнадцатого столетия, но мало кто знает о его педагогической деятельности, его роли в политической жизни страны, что он оказал в то время.

Выбор был сделан в его пользу с учетом его достоинств и черт характера.

Между прочим, эти роли отмечены во многих сочинениях биографического жанра о его жизни и творчестве, а также есть множество трудов, которые посвящены жизнеописанию Александра II, да и сам план учения, составленный в 1826 году, был опубликован еще в 1880 – 1881 гг. в сборниках «Русского исторического общества»[6]. Этот труд является поистине новаторским, он изобилует множеством ценных советов, которые сегодня могут взять на заметку каждый творчески мыслящий педагог и родитель, который заботится о всестороннем развитии своего ребенка.

Приняв на себя роль наставника цесаревича, Василий Андреевич стал тщательно готовиться к будущим занятиям. Он совместно с родителями августейшего приемника отобрал для него педагогический состав. Педагоги понимали, что у них общая цель: приложить все усилия, чтобы сделать из великого князя человека просвещенного и мудрого, справедливого императора в будущем.

Василий Андреевич разработал для всех педагогов правила преподавания, которые и в современной школе и других учебных заведениях имеют место быть: материал должен не только понятно преподаваться, а также побуждать интерес к самостоятельному изучению наук; следовало доносить до великого князя только те знания, что действительно принесут ему пользу в дальнейшей жизни; обучение; преподавание должно подкрепляться сопровождением наглядного материала.

План основывался на трех основных периодах, был рассчитан на двенадцать лет [1]. Его реализация началась с того момента, как цесаревич достиг восьмилетнего возраста, таким образом, получается, что завершение плана приходит на двадцатилетие Александра Николаевича. После этого обучение продолжалось, для великого князя преподавались специальные практические курсы, направленные на подготовку к роли императора.

В период обучения преподавались математические науки, христианская нравственности, языки, география, история, философия и литература. Во время подготовки и разработки плана, Жуковский большое количество времени и внимания уделял подбору литературы. Он считал, что Александру Николаевичу необходимо много времени уделять чтению. Обязательными были и занятия гимнастикой, ручной работой. Большое значение Жуковский отдавал прогулкам, но это должно быть не просто провождение времени на улице. Воспитанник должен на этих прогулках обозревать публичные здания, образовательные учреждения, промышленные заведения.

Педагогическая деятельность В. А. Жуковского несла в себе целый комплекс знаний, поэтому она является одной из самых важных его заслуг перед государством. Его воспитанник был на царском престоле рассудительным монархом. Можно сделать вывод о том, что если бы каждого великого князя или же обычного человека воспитывали и обучали по такой системе, то в обществе стало бы больше таких же добрых и деятельных граждан, которые были бы готовы всю свою жизнь трудиться во благо народа и государства.

Таким образом, на примере Императора Александра II, чья деятельность в истории нашего Отечества обозначена, как время великих реформ было рассмотрено влияние на развитие и становление личности педагогов и наставников. Важно отметить, что методы и приемы, применяемые при воспитании и обучении великого князя, являются актуальными и для обучения в современное время.

 

Список литературы:
1. Глинский. Б. Б. Царские дети и их наставники. Репринтное воспроизведение издания. – М.: Т-ва М.О. Вольф, 1912, – 316 с.
2. Зимин. И. В. Повседневная жизнь Российского императорского двора. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. – М.: Издательство центр-полиграф, 2010, – 576 с.
3. Ключевский. В. О. Исторические портреты. – М.: Эксмо, 2008, — 534 с.
4. Мердер К. К. Записки К. К. Мердера, воспитателя цесаревича Александра Николаевича. 1826–1832 // Русская старина. – 1885. – Т. 45, февраль, – С. 343–364.
5. Овчинникова. Н. П. Воспитание и образование российских правителей из династии Романовых: учебное пособие / Н.П. Овчинникова. – Изд. 2-е. – Архангельск: КИРА. 2014, – 178 с.
6. Шмидт. С. О. Василий Андреевич Жуковский – великий русский педагог. – М.: Изд-во УРАО, 2000, – С. 48