Статья:

Расчет выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в воздушный бассейн г. Йошкар-Олы

Конференция: XC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Афанасьев И.А. Расчет выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в воздушный бассейн г. Йошкар-Олы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(90). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(90).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Расчет выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в воздушный бассейн г. Йошкар-Олы

Афанасьев Илья Александрович
студент, Поволжский государственный технологический университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. Цель данной работы заключается в выявлении максимально возможных концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом в воздушный бассейн города Йошкар-Олы. Расчет производится на примере регулируемого и нерегулируемого перекрестка.

 

Ключевые слова: выброс, загрязняющее вещество, перекресток, поток, автомобиль.

 

Расчет проводится для улиц с наибольшей транспортной нагрузкой, к ним относятся: регулируемые перекрестки улиц Первомайской и Чехова, перекресток улицы Чехова и Комсомольская, Пролетарской и Комсомольской, и нерегулируемые перекрестки: улица Якова Эшпая – Чехова, улица Якова Эшпая – Пролетарская, ул. Льва Толстого – Комсомольская. Для определения характеристик автотранспортных потоков на выбранных участках улично-дорожной сети проводится учет проходящих автотранспортных средств в обоих направлениях с подразделением по следующим группам:

I – легковые автомобили, отдельно, "отечественные" (Ло) (ВАЗ, ИЖ, ГАЗ, УАЗ, АЗЛК, ОКА, ЗАЗ) и "зарубежные" (Лз), - производства заводов дальнего зарубежья (в том числе производимых на территории РФ по лицензии заводов стран дальнего зарубежья).

II – микроавтобусы (МА) и автофургоны (АФ), отечественного (ГАЗЕЛЬ, УАЗ, РАФ) и зарубежного производства.

III – автобусы бензиновые (АК) (ПАЗ, ЛИАЗ, ЛАЗ, ГАЗ).

IV – автобусы дизельные (АД).

V – грузовые бензиновые свыше 3,5 т (включая, работающие на сжиженном нефтяном газе) (ГАЗ, ЗИЛ,) (ГК > 3,5)

VI – грузовые дизельные до 12 т. отечественного (КамАЗ, МАЗ) и зарубежного производства (ГД < 12).

VII – грузовые дизельные свыше 12 т. отечественного (МАЗ, КрАЗ) и зарубежного производства (ГД > 12).

Расчет выбросов загрязняющих веществ от движущегося автотранспорта проводится согласно ГОСТ Р 56162-2014 [1].

Выброс i-го загрязняющего вещества движущимся потоком автотранспортных средств на автодороге (или ее участке) с фиксированной протяженностью г/км, рассчитывают по формуле:

=                                                                                                (1)

где L - протяженность автодороги (или ее участка), из которой исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим движение сигналом светофора, включающая в себя длину соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования), км;

удельный пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества автомобилями k-й группы, определяемый по таблице 1, г/км;

k - число групп автомобилей, шт.

-фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. число автомобилей каждой из k групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги в единицу времени (20 мин) в обоих направлениях по всем полосам движения;

- поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения потока автотранспортных средств  (в километрах в час) на выбранной автодороге (или ее участке), определяемый по таблице 2.

Таблица 1.

Значения удельных пробеговых выбросов загрязняющих веществ, для разных групп автомобилей

Наименование группы автомобилей

Номер группы

Выброс загрязняющего вещества, г/км

CO

NOx(в пересчета на NO2)

CH

Сажа

SO2

Формальдегид

Бенз(а)пирен

Легковые

I

3,5

0,9

0,8

0,7*10-2

1,5*10-2

3,2*10-3

0,3*10-6

Автофургоны и микроавтобусы до 3,5 т

II

8,4

2,1

2,4

3,8*10-2

2,8*10-2

8,4*10-3

0,8*10-6

Грузовые от 3,5 до 12 т

III

6,8

6,9

5,2

0,4

5,1*10-2

2,2*10-2

2,1*10-6

Грузовые свыше 12 т

IV

7,3

8,5

6,5

0,5

7,3*10-2

2,5*10-2

2,6*10-6

Автобусы св.3,5 т

V

5,2

6,1

4,5

0,3

4,2*10-2

1.8*10-2

1,8*10-6

 

Таблица 2.

Значения коэффициентов , учитывающих изменения количества выбрасываемых загрязняющих веществ в зависимости от средней скорости движения

Скорость движения V, км/ч

,

(NOx)

5

1,40

1,00

10

1,35

1,00

15

1,30

1,00

20

1,20

1,00

25

1,10

1,00

30

1,00

1,00

35

0,90

1,00

40

0,75

1,00

45

0,60

1,00

50

0,50

1,00

60

0,30

1,00

70

0,40

1,00

80

0,50

1,00

100

0,65

1,00

110

0,75

1,20

120

0,90

1,50

 

Результаты наблюдений представлены по количеству автотранспортных средств на перекрестке определенных улиц представлены в таблице 3. Время подсчета автотранспортных средств на каждом перекрестке составило 20 минут согласно методике, указанной выше. Подсчет транспорта производился в «час-пик».

Таблица 3.

Число движущегося автотранспортного потока за 20- минутный период времени

Наименование улицы

Число автомобилей по группам

 

Л

ГК

АК

ГД

АД

Скорость движения потока, км/ч

 

Ло

Лз

МА,АФ

ГК>3,5

 

ГД<12

ГД>12

 

Легко вые

Грузовые

Автобусы

 

Якова Эшпая – Чехова

104

65

43

-

6

1

-

-

60

40

40

 

Якова Эшпая – Пролетарская

250

86

34

-

3

1

-

-

60

40

40

 

Льва Толстого – Комсомольская

95

43

21

-

7

3

-

-

60

40

40

 

 

Таблица 4.

Пробеговый выброс вредных веществ

Наименование улицы, перекрестка

Выброс, г/с

 

 

CO

NOX (в пересч. на NO2)

CH

САЖА

SO2

Формальдегид

Бенз(а)- пирен

Якова Эшпая – Чехова

1,254

0,23743

0,2732

0,00624

0,0051

0,00173

0,056·10-6

Якова Эшпая – Пролетарская

2,2513

0,25662

0,2690

0,00718

0,00662

0,00183

0,085·10-6

Льва Толстого – Комсомольская

0,7512

0,18227

0,1961

 

0,00558

0,00304

0,00035

0,042·10-6

 

Таблица 5.

ПДК загрязняющих веществ

ПДК

Выброс, мг/м3

CO

NOX(в пересч. на NO2)

CH

САЖА

SO2

Формальдегид

Бенз(а)- пирен

ПДК

5

0,2

1

0,15

0,5

0,035

10-6

 

Вывод.  В работе исследуется загрязнение окружающей среды города Йошкар-Олы автотранспортом. Приводятся расчеты выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу города Йошкар-Олы с выхлопными газами автомобилей. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу считались по общеизвестным методикам. Получено, что концентрации загрязняющих веществ от автотранспорта в городе Йошкар-Ола не превышает ПДК.