Статья:

Интермедиальное занятие как средство реализации инновационных технологий во внеурочной деятельности по литературе

Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Билалова Д.Р. Интермедиальное занятие как средство реализации инновационных технологий во внеурочной деятельности по литературе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(93). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(93).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интермедиальное занятие как средство реализации инновационных технологий во внеурочной деятельности по литературе

Билалова Диниза Равхатовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Шуралев А.М.
научный руководитель, д-р филол. наук, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Рассмотрев особенности инновационных форм внеурочной деятельности по литературе, мы пришли к выводу, что первое направление данной – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей Интернета: виртуальные экскурсии, литературные презентации и т.д. Также интересна исследовательская деятельность, которая  является одной из инновационных форм внеурочной работы.

Учитывая вышесказанное, мы приходим к выводу, что именно для успешной организации внеурочной деятельности по литературе эффективно использовать интермедиальную форму деятельности.

Понятие «интермедиальность» появилось в терминологическом аппарате философии, искусствоведения и филологии в последние годы XX века, заняв соответствующее место в одном ряду с понятиями «взаимодействие искусств» и «интертекстуальность» [3, с.149]. Чтобы конкретизировать данный термин, мы считаем необходимым рассмотреть понятие «медиа», которое сегодня употребляется с целью обозначения широкого информационного пространства, которое образуется средствами массовой информации. В системе любой художественной культуры при этом информационное пространство оформляется не только в результате деятельности средств массовой информации.

Наиболее широкое толкование понятия «медиа» предложено известным отечественным философом И.П. Ильиным, который исходил из того, что любая знаковая система, как внехудожественная, так и художественная, оформляясь в текст, составляет часть информационного пространства и становится источником информации. «Под этим многозначным термином, по мнению философа, понимается не только собственно лингвистические средства выражений и чувств и мыслей, но и всякие знаковые системы, в которых какое-либо сообщение закодировано. Все они, с семиотической точки зрения, являются равноправными средствами для передачи информации, будь то цвет, тень, слова писателя, звуки музыканта, линии художника, творения архитекторов и скульпторов, и, наконец, представление зрительного ряда на плоскости экрана (фильмы, кино) – в совокупном плане все это представляет собой те медиа, которые организуются в каждом виде искусства по своим правилам – код, представляющий собой специфический язык определенного вида искусства. Вместе все, по словам Ильина, образует «большой язык» культуры конкретной исторической эпохи» [3, с. 125].

Таким образом, «интермедиальность» определяется через каналы художественных коммуникаций между языками разных видов искусств. Так как интермедиальность предполагает организацию текста с помощью взаимодействия различных видов искусств, то в работу в данном случае включаются разные семиотические ряды. В системе интермедиальных отношений поэтому, как правило, сначала осуществляется перевод одного художественного кода в другой, а затем происходит взаимодействие, но на смысловом уровне, а не на семиотическом. Следовательно, включение элементов других видов искусства в вербальный ряд, нехарактерный для них, модифицирует значительно сам принцип взаимодействия искусств.

Описание картины, например, переносит в литературный текст образный смысл формы, колорита, цвета, композиции и т.д. «Транспонировка» «визуальных» элементов в вербальный ряд порождает в то же время особый художественный эффект: когда свобода зрительных ассоциаций утрачивается, как при восприятии живописи, и возникает цепочка ассоциаций. Иными словами, интермедиальность можно рассматривать как наличие в художественном тексте таких образных структур, заключающих в себе информацию о других видах искусства.

Соответственно, интермедиальный анализ намечает подходы к различным исследовательским (искусствоведение, литературоведение, рецептивная эстетика) и проблемным (поэтика литературного текста, живопись, литература, музыка) направлениям. Под интермедиальными инкорпорациями понимают словесные описания произведений искусства, содержащиеся в художественном произведении (мотивы скульптуры, живописи, музыки).

Но метод интермедиального анализа выдвигает свои требования к тексту: такой анализ применен не может быть к абсолютно любому литературному произведению, так как анализировать произведения в подобном ключе допустимо только с определенной эпохи (для русской литературы – это XIX-XX века), хотя отдельные литературные произведения, написанные значительно раньше, также можно изучать через данный вид анализа.

Освоение произведений других видов искусства литературным текстом идет по двум основным направлениям:

- изучение опыта предшественников, когда сознательно произведение другого вида искусства в структуре литературного текста воспроизводится,

- освоение в других областях искусства художественных открытий современности (живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр, позднее кино) [29].

То есть термином «интермедиальность» можно определить феномены взаимодействия разных видов искусств, так как актуализируются в данном случае связи на уровне художественных средств. Своеобразие любого произведения искусства состоит в том, что оно может как принимать в свою структуру интермедиальные элементы (т.е. включение в себя средств других видов искусств), так и самому становиться источником подобных медиа для других творений.

В данном случае разграничивать необходимо прямую и обратную интермедиальные связи. Прямые связи – это включение в произведение интермедиальных элементов, т.е. внутренние связи любого вида искусств с другими видами, т.е. принятие. Обратные связи предполагает то, что элементы произведения, которое относится к какому-либо конкретному виду искусств, включены в систему другого художественного произведения, которое принадлежит к иной сфере искусств. Это так называемое внешнее взаимодействие, отдача.

Первая вид интермедиальности связан с моделированием в литературе материальной фактуры другого вида искусства, то есть речь, например, идет о визуальных формах в поэзии, о мелодике поэтической речи (анаграммах, листовертнях, палиндромах, акростихах) либо прозы. Второй вид интермедиальности – это проекция в литературном тексте формообразующих принципов архитектурного сооружения, музыкального произведения, живописного полотна или кинокартины (означаемое–символ–транспозиция). Третий вид интермедиальности основывается на инкорпорации мотивов, образов, сюжетов произведений одного медиального ранга – только графики, музыки, скульптуры и т.д. – в произведения другого медиального ранга – например, литературы.

В рамках устоявшихся и развиваемых литературных составляющих мы можем  выделить некоторые разновидности следующих интермедиальных категорий:

 - интермедиальный элемент в качестве наименьшей составляющей литературного текста, который создан во взаимодействии искусств (к примеру, в литературном тексте присутствует название какого-либо музыкального инструмента);

- интермедиальный герой в качестве образа персонажа, который представлен в ракурсе нескольких видов искусств (например, герой-писатель или герой-композитор);

- интермедиальная композиция в качестве использования структуры произведения другого вида искусства (например, когда рассказ по композиции напоминает русскую народную песню);

- интермедиальный жанр в виде жанра, который представлен может быть в разных видах искусств [3, с. 210].

Проведение интермедиальных занятий во внеурочной деятельности по литературе способствует развитию у обучающихся эстетического вкуса и приобщению к разным видам искусства (живописи, музыке, кино). Такое приобщение к миру искусства всегда способствует более целостному, внимательному восприятию художественного текста детьми, обогащая при этом методику школьного изучения литературы современными методами и приемами. Знакомство с различными видами искусства помогает детям на уроках и внеурочных занятиях по литературе раздвинуть жизненные горизонты и развивать духовно-нравственные потребности.

Наиболее часто, конечно, используется на уроках и внеурочных занятиях по литературе связи с музыкой и живописью, так как эти виды искусства возникают из самой жизни и ее частью являются. У музыки, живописи и литературы предостаточно общих точек соприкосновения. Следовательно, если педагог будет развивать внимание, мышление, воображение и речь детей средствами музыки и живописи, то возможно ожидать от них более трепетного отношения к цвету, звуку, слову, собственным и чужим эмоциям и чувствам.

Изучив особенности инновационных форм внеурочной деятельности по литературе, мы пришли к выводу, что первое направление данной – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей Интернета: виртуальные экскурсии, литературные презентации и т.д. Также интересна исследовательская деятельность, которая является одной из инновационных форм внеурочной работы. Соответственно, мы приходим к выводу, что именно для успешной организации внеурочной деятельности по литературе эффективно использовать интермедиальную форму деятельности.

Проведение интермедиальных занятий во внеурочной деятельности по литературе способствует развитию у обучающихся эстетического вкуса и приобщению к разным видам искусства (живописи, музыке, кино). Такое приобщение к миру искусства всегда способствует более целостному, внимательному восприятию художественного текста детьми, обогащая при этом методику школьного изучения литературы современными методами и приемами. Знакомство с различными видами искусства помогает детям на занятиях по литературе во внеурочной деятельности раздвинуть жизненные горизонты и развивать духовно-нравственные потребности.

На занятиях литературы во внеурочной деятельности наиболее частотны связи с музыкой и живописью, так как у этих видов искусства и литературы много  общих точек соприкосновения, а педагог, развивая внимание, мышление, воображение и речь детей средствами музыки и живописи, может сформировать у них более нежное отношение к цвету, звуку, слову, к собственным и чужим чувствам и т.д.

 

Список литературы:
1. Конаржевский Ю. А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. – Калининград, 1996. – 346 с.
2. Крылова О. Освоение Амазонии, или Исследовательские методы проектов в преподавании // Директор школы. - 1999. - № 2. – 71 с.
3. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Текст] / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – 250 с.