Анализ преступности в сфере экономики в РФ
Конференция: XCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ преступности в сфере экономики в РФ
В настоящее время во всем мире существует проблема, связанная с преступностью в экономической сфере. В эпоху глобализации с развитием различных интернет-технологий, появлением электронных денег и других новшеств для преступников открылись совершенно новые возможности. Правоохранительным органам, в свою очередь, просто необходимо адаптироваться к возникновению новых условий и средств, способствующих совершению рассматриваемого вида преступления. Посредством анализа статистики экономических преступлений разрабатывается стратегия осуществления борьбы с данным видом преступности. Следует обратить внимание на то, что чем более подробными и детализированными будут статистические данные, тем более эффективными будут меры противодействия данной проблеме.
Рассматривая понятие экономической преступности можно утверждать, что она представляет собой исторически изменчивое, общественно опасное, сложное, многогранное, социально негативное уголовно-правовое явление, представляющее собой совокупность корыстных преступлений в сфере экономики, совершаемых на определенной территории за определенный период времени гражданами в процессе их профессиональной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а также на порядок управления экономикой [1].
Экономическим преступлениям в уголовно-правовом смысле уделено особое внимание. Все преступления, совершенные в сфере экономики, перечислены в главе 22. «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации [8, ст.169-200]. К ним относятся такие преступления, как: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, преднамеренное банкротство, коммерческий подкуп, уклонение от уплаты налогов, контрабанда и ряд других преступлений [1].
Рассмотрим какую часть экономические преступления составляют в структуре преступности в России за 2019 год. По данным отчёта МВД за 2019 год было зарегистрировано около 1991,5 тысяч преступлений. Число выявленных преступлений в экономической направленности составляет 104,9 тысяч. Их удельный вес в общем числе зарегистрированных составил 5,2% [4].
Рисунок 1 – Состав преступлений, зарегистрированных в РФ в 2019 году, %
По данным рисунка 1 можно сделать вывод, что среди всех видов преступлений, экономические занимают 3 место. Так они уступают только таким видам преступлений, как прочие виды преступлений, включающие в себя разные по своему содержанию преступления, которые нет смысла разделять в силу их малого количества, и кража. Они составляют 43% и 41% соответственно от общего количества преступлений.
Особенностью экономической преступности в России, является очень высокий уровень ее латентности. По данным исследований, только 1/3 совершаемых экономических преступлений зарегистрированы. Такая ситуация обусловлена высокой динамикой экономической преступности, ее быстрой трансформацией и адаптацией к новым условиям и правилам осуществления экономической деятельности. Также причиной высокого уровня ее латентности является отсутствие потерпевших и других лиц, заинтересованных в выявлении экономических преступлений, и стремление правоохранительных органов улучшить показатели преступности [2, с.25].
В таблице 1 представлены данные о количестве всех видов зарегистрированных преступлений и зарегистрированных преступлений экономической направленности за 2014-2019гг. Рассчитав удельный вес числа экономических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений всех видов, можно сделать вывод, что он в течение всего рассматриваемого временного периода колеблется в пределах 4,7 – 5,5%. Среднее значение за все 6 лет составляет 5,1%. [3].
Таблица 1.
Удельный вес преступлений экономической направленности среди всех видов зарегистрированных преступлений в РФ за 2014-2019 гг.
Количество зарегистрированных преступлений |
Годы |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Все виды |
2190578 |
2388476 |
2160063 |
2058476 |
1991532 |
2024259 |
Экономической направленности |
107797 |
112445 |
108754 |
105087 |
109463 |
104879 |
Удельный вес, % |
4,9 |
4,7 |
5 |
5,1 |
5,5 |
5,2 |
|
|
|
Среднее значение, % |
5,1 |
|
Видно, что на 2015 год количество экономических преступлений достигло своего пика – почти 112,5 тысяч. Далее с 2015-2017 гг. можно наблюдать тенденцию резкого спада экономической преступности. Данное явление может быть аргументировано по-разному: с одной стороны, этому могло поспособствовать реальное снижение уровня экономической преступности в стране за счет профилактических и пресекательных мер со стороны правоохранительных органов, изменение законодательной базы и т.д., однако, с другой стороны, данная картина сложившихся обстоятельств может показывать и обратное – рост латентной преступности в сфере экономики, что более вероятно, но менее позитивно. С 2017-2018 гг. наблюдается новый рост числа экономических преступлений, с 2018-2019 гг. очередной спад.
Рисунок 2. Динамика количества зарегистрированных преступлений экономической направленности за 2014 – 2019гг.
На рисунке 3 представлена динамика числа зарегистрированных и нераскрытых преступлений экономической направленности с 2014-2019гг [6].
Рисунок 3. Динамика числа зарегистрированных и нераскрытых экономических преступлений с 2014 по 2019 гг.
На основе данного графика можно сделать вывод, что увеличение или снижение уровня как зарегистрированных, так и нераскрытых экономических преступлений за последние шесть лет находится на относительно одинаковом уровне. Удельный вес количества не раскрытых преступлений среди общей совокупности преступлений экономической направленности (зарегистрированных) в течение 6 лет колеблется от 23-25%. Следовательно, можно говорить о том, что ¼ часть всех зарегистрированных экономических преступлений отражает то количество экономических преступлений, производство по уголовным делам которых приостановлено. Как правило, уголовное дело прекращается, если:
- лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
- подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
- место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует [7, ст.208].
Анализируя полученные данные, следует сказать о том, что на данный момент удельный вес нераскрытых преступлений экономической направленности, а именно 25%, является довольно значительным, ведь рассматриваемая категория преступности (экономической) имеет огромное значение не только для отдельных граждан, но и для всего государства в целом, так как именно такие преступления посягают на его интересы, а также наносят ему непоправимый ущерб. Именно поэтому долю нераскрытых преступлений экономической направленности нужно интенсивно снижать.
На рисунке 4 представлены данные об экономической преступности по федеральным округам РФ за 2019 год [5].
Рисунок 4. Зарегистрированные и нераскрытые экономические преступления по Федеральным округам РФ за 2019 год
Лидирующую позицию по наибольшему количеству зарегистрированных и нераскрытых преступлений экономической направленности занимает Центральный ФО, а наименьшее значение рассматриваемого показателя наблюдается в Дальневосточном ФО. Разница в данных показателях этих округов существенна. Так, зарегистрированных экономических преступлений в Центральном ФО больше, чем в Дальневосточном ФО в 6 раз. Также следует отметить то, что в таких ФО, как Сибирский, Южный, Северо-Западный, Уральский и Северо-Кавказский, число зарегистрированных экономических преступлений находится на относительно одинаковом уровне.
Другая ситуация обстоит с нераскрытыми преступлениями экономической направленности. Наибольшая доля нераскрытых преступлений приходится на Сибирский ФО – 32 %, на втором месте Центральный ФО – 29%. Наиболее эффективно ведется борьба с экономическими преступлениями в Уральском ФО, так как доля нераскрытых преступлений составляет 19%. Во всех остальных ФО данный показатель варьируется от 21-23%.
Однако, несмотря на то, что процент нераскрытых экономических преступлений в Уральском ФО самый низкий, значение коэффициента преступности на его территории наибольшее - 74. Это отражено в таблице 2.
Таблица 2.
Коэффициент экономической преступности по Федеральным округам РФ за 2019 год
Федеральные округа РФ |
Количество преступлений экономической направленности за 2019 год |
||||
Зарегистрированные |
Не раскрытые |
Население |
Коэффициент преступности |
Рейтинг |
|
Центральный |
28664 |
8261 |
39 378 059 |
73 |
2 |
Приволжский |
19904 |
4261 |
29 397 213 |
68 |
4 |
Сибирский |
10784 |
3487 |
17 173 335 |
63 |
6 |
Южный |
10391 |
2359 |
16 454 550 |
63 |
7 |
Северо-Западный |
9780 |
2965 |
13 972 070 |
70 |
5 |
Уральский |
9184 |
1789 |
12 350 122 |
74 |
1 |
Северо-Кавказский |
7121 |
1437 |
9 866 748 |
72 |
3 |
Дальневосточный |
4750 |
1048 |
8 188 623 |
58 |
8 |
Данный коэффициент показывает, какое количество преступлений экономической направленности было совершено за год на соответствующей территории в расчете на сто тысяч человек. Наименьшее значение рассматриваемого коэффициента принадлежит Дальневосточному округу и составляет 58. Во всех остальных ФО он плавно снижается [3, с.57].
Размышляя над данной проблемой, сначала можно прийти к выводу, что преступления совершаются регулярнее там, где сосредоточено большее количество населения, однако это заблуждение. Этому как раз свидетельствуют значения рассматриваемого коэффициента. Так, как уже выяснилось, наибольший коэффициент экономической преступности наблюдается в Уральском ФО (74), в котором в 2019 году было зарегистрировано около 12,4 млн. чел. Сравнивая этот ФО, например, с Приволжским, в котором, в свою очередь, население составляет почти 29,4 млн. чел., что больше, чем в Уральском почти в 2,5 раза, следует отметить то, что в Приволжском ФО коэффициент экономической преступности равен 68. Разница составляет 6 единиц.
Из всего проведенного исследования можно сделать вывод, что намечается новая тенденция роста экономической преступности. Именно поэтому в данное время необходимо адаптироваться под новообразовавшиеся экономические преступления, которые с каждым годом набирают стремительный темп роста, а также разрабатывать и осуществлять современные методы борьбы по пресечению экономической преступности. Значительный объём функций по профилактике преступлений экономической направленности возложен на аппараты по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) и специальных подразделений МВД и ФСБ.
Важнейшим направлением борьбы с экономической преступностью является её предупреждение. Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, её порождающие. Например, необходимо:
- обеспечение политической и экономической стабильности в обществе;
формирование правовой базы, необходимой для эффективной борьбы с экономическими преступлениями;
- совершенствование системы государственных органов, ведущих борьбу с экономическими преступлениями;
- усиление контроля со стороны государственных органов за деятельностью предприятий, на которых совершается основная масса экономических преступлений, в том числе за деятельностью их должностных и материально-ответственных лиц;
- усиление профилактической деятельности органами внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями [1].
Главное в предупреждении экономических преступлений, которое осуществляется правоохранительными органами, - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая: выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности; установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления; обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений. Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надёжной правовой и социальной защищённости их работников.
Выявленная тенденция к увеличению числа экономических преступлений говорит о необходимости адекватной реакции со стороны сотрудников органов внутренних дел, особенно подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции в перспективе ближайших лет.
Таким образом, анализ современного состояния преступности в сфере экономики однозначно свидетельствует о том, что пытается занять главенствующее положение в хозяйственном механизме, стимулирует развитие общеуголовной преступности и, в конечном итоге, становится мощнейшим фактором противодействия происходящим в России преобразованиям. В системе преступности в сфере экономики резче обозначились качественные сдвиги, связанные с ростом наиболее опасных посягательств, организованных форм противоправного поведения, криминального профессионализма. Преступность характеризуется применением новых способов совершения преступлений, усилением коррумпированности государственных управленческих структур, функционирующих в экономической деятельности, с целью создания противоправным путем первичного капитала для укрепления экономических позиций с последующим завладением властными рычагами. Из этого следует, что борьба с преступностью в сфере экономики должна рассматриваться в качестве одного из главнейших направлений деятельности общества и государства, причем последнему, как одному из основных субъектов экономической деятельности здесь отводится главенствующая роль.