Оценка экономической эффективности от внедрения схемы имитации неисправностей АПС
Конференция: XCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
XCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка экономической эффективности от внедрения схемы имитации неисправностей АПС
На железнодорожных переездах, оборудованных устройствами автоматической переездной сигнализации АПС и необслуживаемых дежурным работником, технические решения предусматривают контроль исправности работы устройств переездной светофорной сигнализации АПС на пульте управления дежурного по железнодорожной станции по системе частотного диспетчерского контроля. В соответствии с графиком технического обслуживания устройств сигнализации, централизации и блокировки электромеханики СЦБ 1 раз в квартал проверяют работоспособность самой схемы контроля. [1]
При выполнении такой проверки по утверждённой технологии электромеханик СЦБ имитирует следующие неисправности и ситуации: отсутствие питания переменного тока; перегорание (обрыв цепи) ламп красных огней переездных светофоров; отсутствие мигающего режима красных огней переездных светофоров; отсутствие питания постоянного тока от аккумуляторной батареи; закрытое состояния переезда при вступлении поезда, на участок приближения. Чтобы быстро сымитировать ряд неисправностей АПС в релейном шкафу, электромеханик СЦБ последовательно отключает кабельные жилы, отпаивает провода, изымает предохранители и реле. Иногда работник по неосторожности допускает передавливание кабельных жил, плохую пайку проводов, замятия контактов розетки реле. Впоследствии это приводит к отказам в работе автоматической переездной сигнализации.
При этом простои в работе электромеханика СЦБ возникают из-за ожидания промежутков между поездами, достаточных по времени для имитации вероятных отказов и выполнения комплекса проверок совместно с дежурным по станции. По сведениям от электромехаников Саратовской дистанции СЦБ, в зависимости от интенсивности движения поездов, на выполнение проверки затрачивается около 1,5 часа.
Для снижения затрат рабочего времени электромеханика СЦБ при выполнении работы по проверке работоспособности схемы контроля исправности АПС нами разработана специальная электрическая схема имитации неисправностей на основе реле типа ДЗ-2700 (схемное название реле ИН1-ИН4). По замыслу в разные электрические цепи автоматики АПС будут включены тыловые контакты этих четырёх реле. Чтобы сымитировать неисправности электромеханик СЦБ будет включать реле ИН1-ИН4. Для подачи питания постоянного тока на обмотки реле принято решение использовать 7 двухпозиционных тумблеров КЭП-51. Их установить на свободном месте в релейном шкафу автоматики АПС на общем основании. Схема является пассивной, так как в нормальном состоянии имитационные реле ИН1-ИН4 выключены. Это позволит избежать увеличения потребления электрической энергии автоматикой АПС и не проводить регулярную профилактическую проверку тумблеров в ремонтном участке РТУ дистанции СЦБ. [2]
В нашем схемном решении предусмотрена дополнительная схема контроля включенного состояния имитационных реле ИН1-ИН4. Через их фронтовые контакты на лицевой стороны релейного шкафа и на монтажной стороне будет включаться красный светоизлучающий диод, указывающий электромеханику СЦБ на необходимость привести схему имитации неисправностей в исходное состояние. Опытным путём установлено, что при внедрении этой схемы время выполнения работы по проверке работоспособности схемы контроля исправности АПС сократится с 1,5 часов до 0,25 часа (15 минут). Далее в статье приведена оценка экономической эффективности внедрения схемы имитации неисправностей АПС.
Годовую экономию эксплуатационных расходов Эн при выполнении работы по проверке работоспособности схемы контроля исправности АПС переезда без дежурного работника рассчитать по формуле:
Эн = ((Сэм × Tэ)) ×Nэм) × N,
где:
Сэм – стоимость одного часа работы электромеханика СЦБ (187 руб - согласно данных Саратовской дистанции СЦБ);
Тэ – сэкономленное время, на выполнение работ по проверке работоспособности схем контроля исправности АПС при внедрении схемы имитации неисправностей - 1,25 часа;
Nэм – количество электромехаников, участвующих в работах на железнодорожных путях;
N – периодичность выполнения работы в год (по инструкции №3168р – один раз в квартал).
Эн = ((187 × 1,25)) ×2) × 4=1 870руб,
Для включения схемы имитации неисправностей предусматривается установка четырёх дополнительные реле ДЗ-2700, семи тумблеров КЭП-51, двух светодиодов 10мм (12в) в релейном шкафу автоматики переезда. Всё необходимое оборудование для включения схемы имитации неисправностей с указанием стоимости представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Спецификация на оборудование
Наименование |
Единица измерения |
Стоимость одной единицы (руб) |
Количество |
Общая стоимость (руб) |
Реле типа ДЗ-2700 |
Шт. |
1458 |
4 |
5832 |
Тумблер типа КЭП-51 |
Шт. |
87 |
7 |
609 |
Светодиод 10мм |
Шт. |
10 |
2 |
20 |
Розетка установочная реле типа РЭЛ. |
Шт. |
324 |
4 |
1296 |
Итого (DК) |
|
7 730 |
По расчёту экономии, полученной в результате сокращения времени на выполнение работ, определить окупаемость капитальных вложений на включение схемы имитации неисправностей АПС.
Срок окупаемости капитальных вложений То, год, составит:
То = DК / Эн = 7 730 / 1 870=4,1
Чистый экономический эффект за 10 лет ЧЭ10 эксплуатации схемы имитации неисправностей АПС рассчитать по формуле:
ЧЭ10=(Эн ×10) - DК = (1 870×10) – 7 730 = 10 970 руб.
На транспорте нормируемый срок окупаемости принимается для не капиталоемких проектов от трех до пяти лет, для капиталоемких от восьми до двенадцати лет. Капитальные вложения по включению схемы имитации неисправностей АПС окупаются за 4,1 года эксплуатации. На протяжении 10 лет экономия эксплуатационных расходов составит 10 970 руб.
Таким образом, по выполненным расчётам предлагаемая нами схема имитации неисправностей АПС является экономически эффективной.