Статья:

Государственное финансово-кредитное стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Осипян М.О. Государственное финансово-кредитное стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(10).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственное финансово-кредитное стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России

Осипян Марина Олеговна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
Бабенко Игорь Викторович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

В настоящее время малое и среднее предпринимательство (далее – МСП), которое способствует социально-экономическому развитию страны, является одним из ключевых институтов сферы общественных отношений. Достаточно долгое время становление и развитие данного института оставались без должного внимания общественности. Однако, большой интерес к МСП стал проявляться в 1980-х годах. На сегодняшний день МСП является не только значимой экономической, но и политической силой для страны.

В России под субъектами малого и среднего предпринимательства согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [1, ст.3, п.1]. Также важно отметить, что существуют определенные критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. Так например, численность работников микропредприятий не должна превышать 15 человек, для малых компаний – 100 человек, и средних – 250 человек. Еще одним немаловажным критерием является предельная величина дохода, которая для микропредприятий составляет 120 млн руб., для малых предприятий – 800 млн руб. для средних – 2 млрд руб.

Социально-экономическая значимость МСП проявляется в функциях, которые оно выполняет. К данным функциям относятся:

· обеспечение новыми рабочими местами, что способствует снижению безработицы;

· создание конкурентной среды;

· стимулирование инновационной деятельности;

· повышение экономической активности населения и т.д.

Однако, существуют определенные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты МСП при осуществлении своей деятельности. К этим сдерживающим факторам можно отнести:

· недоступность источников финансирования;

· административные проблемы;

· тяжелая налоговая нагрузка и т.д.

 Как показывает многолетний опыт России, сектор малого и среднего предпринимательства, учитывая все его особенности, нуждается в постоянной поддержке именно со стороны органов государственной власти. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса направлена на снижение рисков данного сектора экономики. Основными направлениями государственной поддержки, которая позволяет реализовать потенциальный эффект от развития малого и среднего предпринимательства, являются:

· финансовая поддержка (формирование государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых и средних предприятий, субсидии, налоговые и амортизационные льготы и так далее);

· материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологий и оборудования в аренду малого и среднего бизнеса, создание технопарков и так далее);

· консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и так далее);

· создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых и средних фирм, рынки сбыта и т.д. [2, С. 149]

Конечно же среди субъектов МСП самой востребованной является финансовая поддержка. Поэтому одним из главных задач для государства должно быть формирование благоприятных условий, обеспечивающих реализацию экономического потенциала малых и средних предприятий, путем создания эффективной системы финансово-кредитного стимулирования МСП.

Отметим, что в России широкое распространение из всех форм государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса имеют бюджетные субсидии, так как они предоставляются на безвозвратной основе. Для этого была создана специальная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы, важнейшей целью которой является формирование благоприятного финансового климата для ведения бизнеса. В рамках этой программы малое предпринимательство рассматривается, как важнейший элемент развития инновационной экономики. Данная поддержка может осуществляться для следующих целей:

· субсидирование части процентной ставки по кредитам;

· субсидии на оплату первого взноса (аванса) по договору лизинга;

· субсидирование части затрат на развитие бизнеса;

· субсидирование начинающих предпринимателей и поддержка молодежного предпринимательства.

В целом для реализации программы государство специально выделило средства из федерального бюджета. Наибольший объем ассигнований 132 650,7 млн руб. было выделено в 2014 г. В 2018 г. на поддержку малого и среднего бизнеса было предусмотрено выделить 113 167,4 млн руб. Но уже к 2020 г. планируется снижение бюджетных ассигнований до 106 711,3 млн руб. Важно отметить, что иногда использование выделенных бюджетных средств не всегда бывает объективным, вероятны случаи нарушений и злоупотреблений при предоставлении субсидий [5].

В целях реализации государственной политики в сфере предпринимательства предусмотрены конкретные меры и условия по обеспечению развития рынка кредитных услуг. Таким образом государственное финансирование деятельности субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется в рамках программы Внешэкономбанка через АО «МСП Банк», который осуществляет кредитование банков-партнеров и организаций инфраструктуры по льготным ставкам, а те в свою очередь в дальнейшем оказывают финансовые услуги субъектам малого и среднего предпринимательства.

Из таблицы 1 видно, что по состоянию на 1 января 2015 г. поддержку от АО «МСП Банк» получили 18 080 субъектов малого и среднего бизнеса. Общая сумма оказанной поддержки составила 96 880 млн руб. На начало 2016 г. количество субъектов, получивших поддержку, сократилось, однако, сумма оказанной поддержки возросла до 105 508 млн руб.

Таблица 1

Динамика объемов поддержки субъектов малого среднего предпринимательства, осуществляемая АО «МСП Банк» [6]

Дата

Количество субъектов       малого и среднего               предпринимательства, ед.

Сумма оказанной          поддержки субъектам   малого и среднего                    предпринимательства, млн руб.

Сумма поддержки в расчёте на один объект малого и среднего предпринимательства,  

млн руб./ед.

01.01.2012

20 688

72 722

3,52

01.01.2013

21 945

82 271

3,75

01.01.2014

19 322

95 998

4,97

01.01.2015

18 080

96 880

5,36

01.01.2016

16 359

105 508

6,45

 

Как уже отмечалось ранее государство принимает активное участие в сфере кредитования сектора малого предпринимательства. Так, Минэкономразвития c начала 2018 г. запустило новую программу льготного кредитования субъектов МСП. «Программа 6,5%» позволяет банкам выдавать кредиты малому и среднему бизнесу под 6,5% годовых. Сроки льготного кредитования составляют 10 лет на инвестиционные цели и 3 года – на оборотные.   Важно отметить, что эта программа предусмотрена только для тех представителей малого и среднего предпринимательства, которые реализуют свои проекты в приоритетных отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи, туристической деятельности, здравоохранении и утилизации отходов. обрабатывающих производствах, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг. В программе участвуют пятнадцать российских банков, такие как: ПАО «Сбербанк России», ПАО Банк ВТБ, ПАО «Россельхозбанк», АО «Банк Интеза», АО «Альфа-Банк» и др. Банкам, участвующим в данной программе, будут предоставлены субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке [9].

Однако, как показывает практика, за последние годы потребности субъектов малого и среднего бизнеса в заемных денежных средствах, предоставляемые кредитными организациями, не были удовлетворены в достаточном объеме. 

По данным таблицы 2 видно, что по состоянию на начало 2017 г. их доля в общем объеме кредитов, предоставленным юридическим лицам, составила 16,37% (5 302 625 млн руб.). Для индивидуальных предпринимателей общий объем выданных кредитов начало 2017 г. составил 342 710 млн руб.

Такая ситуация связана с тем, что банки не рискуют кредитовать данный сектор экономики, для которого характерна финансовая неустойчивость, приводящая к увеличению задолженности по полученным кредитам.

Отметим, что государство также может осуществлять поддержку развития субъектов малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации и гарантийные фонды.

Таблица 2

Динамика объемов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России [3]

Дата

Общий объем кредитов, предоставленных юр. лицам,

млн руб.

В том числе кредиты, предоставленные СМСП, млн руб.

Из них кредиты, выданные ИП, млн руб.

Доля объема предоставленных кредитов СМСП в общем объеме размещенных средств, %

на 01.01.2011 г.

17 966 469

4 704 715

412 962

26,18

на 01.01.2012 г.

25 436 234

6 055 744

556 055

23,80

на 01.01.2013 г.

27 531 130

6 942 525

653 572

25,22

на 01.01.2014 г.

31 582 836

8 064 759

691 028

25,53

на 01.01.2015 г.

33 241 362

7 610 594

582 582

22,89

на 01.01.2016 г.

29 995 671

5 460 273

308 247

18,20

на 01.01.2017 г.

32 395 589

5 302 625

342 710

16,37

 

По данным таблицы 3 видно, что по состоянию на 1 января 2016 г. микрофинансовыми организациями субъектам малого предпринимательства было выдано 29 960 микрозаймов на общую сумму 18 822 975 тыс руб. При этом, количество выданных кредитов под поручительство гарантийных фондов сократилось, однако, их сумма на этот же период увеличилась и составила 133 288 765 тыс руб.

Таблица 3

Показатели финансовой поддержки государства через микрофинансовые организации и гарантийные фонды [8]

Показатели

Дата

на 01.01.2014 г.

на 01.01.2015 г.

на 01.01.2016 г.

Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, ед. 28 293 31 472 29 960

Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс руб.

13 035 079

14 841 113

18 822 975

Количество действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, ед.

13 388

12 591

11 871

Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, тыс. руб.

112 754 026

94 664 264

133 288 765

 

Таким образом, несмотря на то, что субъекты МСП получают определенную финансово-кредитную поддержку со стороны государства, все равно необходимо совершенствовать созданную систему поддержки. Это связано с тем, что малый и средний бизнес сильно подвержен влиянию кризисных явлений. И зачастую реальные меры государственной поддержки осуществляются лишь формально, в то время как малый и средний бизнес требует реальную законодательную и финансовую помощь.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 г.) // СПС Консультант -плюс.
2. Выборнова В. В., Москалева В. М. Основные направления совершенствования государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса // Белгородский экономический вестник. – 2015. – № 4. – С. 149-154.
3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/
4. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://smb.gov.ru/ 
5. Официальный портал Госпрограмм РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://programs.gov.ru/
6. Официальный сайт АО «МСП Банк» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.mspbank.ru/
7. Официальный сайт АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://corpmsp.ru/
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/
9. Официальный сайт Министерства экономического развития [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/main