Статья:

Повышение возраста продажи алкогольной продукции в России. Плюсы и минусы

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Клеветова Е.Ю. Повышение возраста продажи алкогольной продукции в России. Плюсы и минусы // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(11).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение возраста продажи алкогольной продукции в России. Плюсы и минусы

Клеветова Евгения Юрьевна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Осенью 2018 года Минздрав России выступил с предложением об увеличении минимального возраста продажи алкоголя в РФ перспективной мерой для снижения уровня потребления.

Ведомство сейчас прорабатывает предложения по увеличению возраста продажи крепкого алкоголя.

Ранее вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что министерство готово рассмотреть варианты ограничения продажи алкоголя до возраста от 19 лет до 21 года. По ее мнению, потребление крепких алкогольных напитков значительно сильнее повышает риски смерти, чем слабоалкогольных.

В связи с этим смертность в подростковом и молодом возрасте в России очень высока на мировом фоне, особенно среди юношей. А повышение минимального возраста продажи алкогольной продукции является перспективной мерой в сфере охраны здоровья.

Кроме того, Татьяна Голикова напомнила о примере некоторых стран, где повышение возраста продажи алкоголя было принято в качестве антиалкогольной меры.

Она считает, что не случайно многие страны, в том числе и наши соседи из СНГ, принимают решение о том, чтобы, скажем, продавать алкоголь не с 18 лет, а с 20 или с 21 года.

Есть все основания предполагать, что в более раннем возрасте существуют определенные риски привыкания.

А ограничение продажи будет несомненным плюсом в профилактике детского алкоголизма.

Действительно, как показывает свежая статистика большинство зарубежных стран имеют высокий возрастной порог для продажи алкогольной продукции. Например, в Южной Корее он составляет 19 лет, в Литве, Исландии и Японии - 20, а в США - 21 [2, с. 88].

Данные соцопроса определили, что 2% россиян считают оптимальным возраст продажи алкогольной продукции 16 лет. 28% голосов отдали за 18 лет. А 70% респондентов проголосовали за повышение возраста до 21 года.

Вместе с тем исследование ВЦИОМа, результаты которого были опубликованы 21 сентября 2018 года, показало, что всего за год доля россиян, которые верят в существование безвредных доз алкоголя, увеличилась в 2,5 раза. Так, если в прошлом году положительно на этот вопрос ответили только 15% респондентов, то теперь - 39%.

Наименее опасным алкогольным напитком россияне назвали вино.

При этом 40% заявили, что совсем не употребляют спиртного. 1% опрошенных признались, что выпивают каждый день.

Также Голикова отметила, что несмотря на достигнутые результаты в борьбе с употреблением алкоголя и табака цифры правительства пока не устраивают.

Речь идет о действующем федеральном проекте «Демография» по внедрению здорового образа жизни, который включает меры по ограничению употребления алкоголя и табака и продвижению здорового питания и спорта. Она также напомнила о задачах по увеличению продолжительности жизни и по достижению естественного прироста населения.

Интересно, что в Госдуму неоднократно вносили законопроекты о запрете продажи алкоголя до 21 года.

В правительстве РФ говорили, что это противоречит Конституции, по которой граждане по достижении 18 лет должны сами осуществлять свои права и обязанности, а также нести юридическую ответственность за свои поступки.

Потому, в 2017 году в Госдуме отказались поддержать законопроект, который запрещает продажу табачных изделий людям, не достигшим 21 года. В парламенте заявили, что запрет необоснованно ограничивает способность совершеннолетних граждан приобретать и осуществлять свои права.

Тогда подавляющая часть населения страны не поддержало решение Госдумы. Россияне и по сей день считают, что такие ограничения пойдут на пользу населению.

Так или иначе определенных минусов в повышении возраста жители страны не усматривают [3, с. 24].

Кроме того, Министерство финансов выступила с конкретным предложением об увеличении минимальной розничной цены крепких напитков в 2019 году.  

Из него следует, что минимальная розничная цена водки может вырасти с 205 руб. до 215 за 0,5 л., а коньяка - с 371 до 388 рублей за те же 0,5л [5, с. 2].

Стоит заметить, что минимальные розничные цены на алкоголь Министерство финансов устанавливает с 2009 года.

Такими действиями предполагалось нанести удар по теневому производству. То есть потребитель должен понимать, что все, что ниже установленной минимальной цены - это уже так называемый неофициальный алкоголь. В последний раз минимальные цены поднимались в 2017 году. Новая минимальная цена была одобрена, и начнет действовать с января будущего года.

Единственный минус в повышении возраста продажи и минимальной стоимости продукции усмотрели только изготовители. Так как им не хочется терять уже наработанный процент продаж.

Единогласно сошлись во мнении и ученые-юристы, которые считают главным минусом то, что в последствии такого ограничения может вырасти большая доля серого нелегального рынка.

Таким образом продажи пойдут «из-под стола».

Чтобы не допустить подобного развития событий следует установить контроль за продажами посредством видео камер, контрольных закупок и так далее [4, с. 30].

Так или иначе практика показывает: любое ужесточение алкогольного законодательства действительно снижает уровень потребления алкоголя. Что является плюсом. Но Россия до сих пор остается в числе самых пьющих стран мира. По данным ВОЗ, мы делим шестую строчку вместе с Польшей [1, с. 107].

Рост и развитие молодого человека продолжается и в 20-летнем возрасте, и даже в 22 - 23 года. Особенно это касается нервной системы.

Поэтому, чем позже он столкнется с алкогольными напитками, тем лучше, - говорит Ирина Рапопорт, заведующий лабораторией «Национального научно-практического центра здоровья детей».

К тому же американская статистика начала 1990-х годов показывает, что есть зависимость между употреблением алкоголя и употреблением наркотиков. Спиртное - первый шаг к наркомании. И если начать выпивать хотя бы на три года позже, количество наркоманов в стране уменьшится.

Кстати, в большинстве штатов США продажа алкоголя официально разрешена только с 21 года.

Так, молодых людей, не достигших возраста продажи, даже не впустят в заведения, где продается алкоголь.

Конечно, не все американцы такому запрету рады. Поэтому правительство иногда экспериментирует и где-то снижает планку до 18 лет. Но сразу же наблюдается всплеск ДТП среди молодежи.

Это и является несомненным показателем, который и показывает разумность такого ограничения.

Если мировой опыт хоть немного применим к России, то повышение возраста продажи алкоголя спасет тысячи жизней.

 

Список литературы:
1. Габуев А.Б. Лицензирование деятельности на алкогольном рынке. Цели и целесообразность // Общество и право. 2010. №4. С. 106 - 109.
2. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс. Санкт-Петербург: «Нева - Ладога-Онега», 1999. С. 87-89.
3. Дуленкова А. "Алкогольный" возрастной ценз увеличат до 21 года // Российская газета. 2012. 27 февраля. С. 24-25.
4. Лебедева Н.В. Росалкогольрегулирование разъясняет положения измененного "алкогольного" законодательства // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. №12. С. 29 - 35.
5. Максимова А. 40 литров спиртного - в канализацию! // Вести. Вятка. - 2011. - № 49 (97). - С. 2-3.