Статья:

Зарубежный опыт построения налоговых систем

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шамсиев Г.Т. Зарубежный опыт построения налоговых систем // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Зарубежный опыт построения налоговых систем

Шамсиев Гаджимурад Тажирович
студент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала
Казимагомедова Зарема Алияровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

В настоящее время все налоговые системы зарубежных стран индивидуальны и обладают неповторимыми особенностями, которые были обусловлены историческими, политическими, социально-экономическими и иными условиями жизни общества. Стоит отметить, что экономическая составляющая государства находится в прямой зависимости от уровня и эффективности налогообложения. Следовательно, налоги являются важнейшим элементом перераспределения материальных благ в целях снижения социальной напряженности.

Прежде чем перейти к анализу налоговых систем некоторых зарубежных стран, необходимо указать характерные черты налоговой системы России [5, с.293]:

-стабильность;

-наличие исчерпывающего перечня налогов и сборов;

-справедливость налогообложения населения;

-экономическая обоснованность ставки налога;

-недопущение дискриминации налогоплательщиков.

Рассматривая налоговую систему России, нужно отметить, что она основана на преобладании косвенного налогообложения и налогообложения физических лиц. Наибольшее значение косвенным налогам уделяется в США и странах Европы. К примеру, в Германии косвенное налогообложение составляет практически весь объем федерального налогообложения.

Налоговая система Франции отличается стабильностью перечня налогов, сборов. Ставки же периодически изменяются с учетом социально-экономической обстановки в стране. Стоит указать и иные особенности налоговой системы Франции:

-приоритет косвенных налогов над прямыми;

-широкие возможности применения вычетов, льгот;

-социальная направленность;

-международная «прозрачность»;

-высокий размер взносов в фонды социального назначения.

Налоговая система Германии, самой экономически развитой по всем направлениям европейской страны, является трехуровневой (как и в России): уровень федерации, уровень земель (региональный), уровень общины (местный). Характерной чертой также является множественность налогов и сборов: их насчитывается более 50.

В Германии действует прогрессивная система налогообложения: чем выше доход гражданина, тем больше размер налоговой ставки. Также к признакам немецкой системы налогов и сборов можно отнести: исключение двойного налогообложения, неразглашение тайны личной жизни и коммерческой тайны [1, с.281]

В качестве примера успешной экономической политики в целом и налоговой системы в частности можно привести такую азиатскую страну, как Китай. Экономика Поднебесной с каждым годом повышает свой уровень, свою эффективность и очень скоро опередит Соединенные Штаты. Современная налоговая система Китая начала складываться в 1980-х гг., с середины 1990-х гг. начинают наблюдаться первые положительные моменты. Основными признаками являются:

-прогрессивная шкала налогообложения;

-налог на потребление - своеобразный НДС (ставка до 30% в зависимости от конкретного продукта);

-25 видов налогов;

-возможность уменьшения налога, понижения ставок, наличие специальных экономических зон с льготным налогообложением.

США по уровню ВВП стоит на первом месте среди всех стран мира, а значит, является самой экономически развитой страной в мире. Во многом экономическое благополучие является следствием грамотной налоговой политики. Характерными чертами налоговой системы США являются:

-прогрессивный характер в зависимости от объекта налогообложения;

-возможность штата вводить собственные налоги (собственная налоговая система внутри штата);

-обложение одинаковыми налогами на уровне федерации, штата и местными органами;

-преобладание прямого налогообложения над косвенным;

-около 70% налоговых отчислений налогоплательщиков поступает в федеральный бюджет.

Особое внимание необходимо уделить роли местных налогов и вопросу их распределения в соответствующий бюджет. Местные бюджеты России пополняются в основном (более 80%) за счет налога на доходы физически лиц. Федеральный бюджет пополняется на 50% от суммы налоговых отчислений, региональный - на 30%, местный - на 20% [2, с.29].

Местные бюджеты США, стран Европы играют гораздо более существенную роль в доле бюджета страны. Поступления от НДФЛ в США и Франции в полном объеме направляются в федеральный бюджет, в Германии - распределяются между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом земель (42,5%) и местным бюджетом (15%).

Особенностью системы налогов и сборов Франции является взимание налога на заработную плату (НДФЛ) исходя из годового фонда оплаты труда (ФОТ). Причем устанавливается прогрессивная шкала налогообложения в зависимости от годового размера ФОТ: от 4,5 до 13,5%.

В Великобритании также применяется прогрессивная шкала налогообложения при определении суммы отчислений в зависимости от дохода. При доходе £10,000 - £41, 865 процентная ставка составляет 20%, при £41,866 - £150,000 - 40%; если же сумма дохода превысит £150,000, то процент отчислений увеличится до 45%. Местные бюджеты составляют 70-90% бюджета всего Соединенного Королевства.

Налог на корпорации в Германии распределяется в бюджет федерации и бюджет земель их расчета 50/50. Общий размер налоговых поступлений в Германии перечисляется в размере 48% в федеральный бюджет, 34% - в бюджеты земель, 13% - в местные бюджеты, 5% - в фонд Европейского экономического сообщества [6, с.35].

В таблице 1 представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 1.

Налоговые  доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения)

Страны

Налоговые доходы

Темп прироста (%)

2015г.

2016г.

2017г.

2016/2015

2017/2016

2017/2015

Германия

16379

15724

16875

- 4,00

7,32

3,03

Великобритания

13763

13608

13834

- 1,13

1,66

0,52

Франция

19412

18618

19731

- 4,09

5,98

1,64

Швеция

25220

24216

25809

- 3,98

6,58

2,34

Дания

28624

27134

29294

- 5,21

7,96

2,34

Россия

2316

2465

2484

6,43

0,77

7,25

 

Рассматривая значения налоговых доходов государственного бюджета стран Европы, мы видим, что наибольшие налоговые доходы за 20152017гг. были получены в Дании в 2017г. доход составил 29294 (долл. США на душу населения). Близка к Дании по анализируемым показателям Швеция, ее налоговые доходы за 2017г. достигли 25809 (долл. США на душу населения), что на 6,58% больше чем в 2016г. Во Франции в период 20162017гг. доход составил 19731 (долл. США на душу населения). В Германии 2016г. был обусловлен спадом налоговых доходов государства на 4% по сравнению с 2015г. Относительно небольшие налоговые доходы поступили в бюджет Великобритании по сравнению со своими союзниками по ЕС и составили в 2017г. 13834 (долл. США на душу населения), что на 0,52% больше чем 2017г. [3, с.65].

При сравнении всех налоговых систем вышеназванных государств нужно учитывать, что у каждой страны был и есть свой путь, своя история, свои традиции. Соответственно, и экономика у каждой страны индивидуальна [4, с.15].

Тем не менее, во всех странах, кроме России, более эффективный прогрессивный характер налогообложения. Возможно, российское общество не готово к введению прогрессивной шкалы, но все равно со временем государство обратится к данному вопросу. Положительным моментом для населения является то, что в России сохраняется низкий уровень налоговой нагрузки. В большинстве случаев налоговые системы многоуровневые, что связано с широким распространением федеративного административно - территориального устройства.

Таким образом, в настоящее время не существует какой-либо идеальной налоговой системы. На наш взгляд, каждая рассмотренная в исследовании налоговая система зарубежных стран продумана конкретно для своего государства. В них есть как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому нельзя бездумно копировать ту или иную налоговую систему применительно для другого государства, а, нужно использовать лишь наиболее эффективные инструменты.

 

Список литературы:
1. Абдурахманова Р.С. Зарубежный опыт построения налоговых систем // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. - 2017. - с. 281-284.
2. Байдак Л.А. Налоговая система России и зарубежных стран // Наука молодых - будущее России. - 2017. - с. 29-34.
3. Блинова А.Е. Налоговые системы России и зарубежных стран: результаты сравнительного анализа // Молодежный научный форум. - 2018. - с. 65-72.
4. Дубровская Ю.В. Сравнительная характеристика налоговых систем Российской Федерации и Германии // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - №3.
5. Трайзе С.А. Налоговые системы России и зарубежных стран: характеристика, анализ, сравнение // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. - 2018. - с. 291-294.
6. Тсукаева М.Р. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы // Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики. - 2018. - с. 35-42.