Зарубежный опыт построения налоговых систем
Секция: Экономика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Зарубежный опыт построения налоговых систем
В настоящее время все налоговые системы зарубежных стран индивидуальны и обладают неповторимыми особенностями, которые были обусловлены историческими, политическими, социально-экономическими и иными условиями жизни общества. Стоит отметить, что экономическая составляющая государства находится в прямой зависимости от уровня и эффективности налогообложения. Следовательно, налоги являются важнейшим элементом перераспределения материальных благ в целях снижения социальной напряженности.
Прежде чем перейти к анализу налоговых систем некоторых зарубежных стран, необходимо указать характерные черты налоговой системы России [5, с.293]:
-стабильность;
-наличие исчерпывающего перечня налогов и сборов;
-справедливость налогообложения населения;
-экономическая обоснованность ставки налога;
-недопущение дискриминации налогоплательщиков.
Рассматривая налоговую систему России, нужно отметить, что она основана на преобладании косвенного налогообложения и налогообложения физических лиц. Наибольшее значение косвенным налогам уделяется в США и странах Европы. К примеру, в Германии косвенное налогообложение составляет практически весь объем федерального налогообложения.
Налоговая система Франции отличается стабильностью перечня налогов, сборов. Ставки же периодически изменяются с учетом социально-экономической обстановки в стране. Стоит указать и иные особенности налоговой системы Франции:
-приоритет косвенных налогов над прямыми;
-широкие возможности применения вычетов, льгот;
-социальная направленность;
-международная «прозрачность»;
-высокий размер взносов в фонды социального назначения.
Налоговая система Германии, самой экономически развитой по всем направлениям европейской страны, является трехуровневой (как и в России): уровень федерации, уровень земель (региональный), уровень общины (местный). Характерной чертой также является множественность налогов и сборов: их насчитывается более 50.
В Германии действует прогрессивная система налогообложения: чем выше доход гражданина, тем больше размер налоговой ставки. Также к признакам немецкой системы налогов и сборов можно отнести: исключение двойного налогообложения, неразглашение тайны личной жизни и коммерческой тайны [1, с.281]
В качестве примера успешной экономической политики в целом и налоговой системы в частности можно привести такую азиатскую страну, как Китай. Экономика Поднебесной с каждым годом повышает свой уровень, свою эффективность и очень скоро опередит Соединенные Штаты. Современная налоговая система Китая начала складываться в 1980-х гг., с середины 1990-х гг. начинают наблюдаться первые положительные моменты. Основными признаками являются:
-прогрессивная шкала налогообложения;
-налог на потребление - своеобразный НДС (ставка до 30% в зависимости от конкретного продукта);
-25 видов налогов;
-возможность уменьшения налога, понижения ставок, наличие специальных экономических зон с льготным налогообложением.
США по уровню ВВП стоит на первом месте среди всех стран мира, а значит, является самой экономически развитой страной в мире. Во многом экономическое благополучие является следствием грамотной налоговой политики. Характерными чертами налоговой системы США являются:
-прогрессивный характер в зависимости от объекта налогообложения;
-возможность штата вводить собственные налоги (собственная налоговая система внутри штата);
-обложение одинаковыми налогами на уровне федерации, штата и местными органами;
-преобладание прямого налогообложения над косвенным;
-около 70% налоговых отчислений налогоплательщиков поступает в федеральный бюджет.
Особое внимание необходимо уделить роли местных налогов и вопросу их распределения в соответствующий бюджет. Местные бюджеты России пополняются в основном (более 80%) за счет налога на доходы физически лиц. Федеральный бюджет пополняется на 50% от суммы налоговых отчислений, региональный - на 30%, местный - на 20% [2, с.29].
Местные бюджеты США, стран Европы играют гораздо более существенную роль в доле бюджета страны. Поступления от НДФЛ в США и Франции в полном объеме направляются в федеральный бюджет, в Германии - распределяются между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом земель (42,5%) и местным бюджетом (15%).
Особенностью системы налогов и сборов Франции является взимание налога на заработную плату (НДФЛ) исходя из годового фонда оплаты труда (ФОТ). Причем устанавливается прогрессивная шкала налогообложения в зависимости от годового размера ФОТ: от 4,5 до 13,5%.
В Великобритании также применяется прогрессивная шкала налогообложения при определении суммы отчислений в зависимости от дохода. При доходе £10,000 - £41, 865 процентная ставка составляет 20%, при £41,866 - £150,000 - 40%; если же сумма дохода превысит £150,000, то процент отчислений увеличится до 45%. Местные бюджеты составляют 70-90% бюджета всего Соединенного Королевства.
Налог на корпорации в Германии распределяется в бюджет федерации и бюджет земель их расчета 50/50. Общий размер налоговых поступлений в Германии перечисляется в размере 48% в федеральный бюджет, 34% - в бюджеты земель, 13% - в местные бюджеты, 5% - в фонд Европейского экономического сообщества [6, с.35].
В таблице 1 представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.
Таблица 1.
Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения)
Страны |
Налоговые доходы |
Темп прироста (%) |
||||
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2016/2015 |
2017/2016 |
2017/2015 |
|
Германия |
16379 |
15724 |
16875 |
- 4,00 |
7,32 |
3,03 |
Великобритания |
13763 |
13608 |
13834 |
- 1,13 |
1,66 |
0,52 |
Франция |
19412 |
18618 |
19731 |
- 4,09 |
5,98 |
1,64 |
Швеция |
25220 |
24216 |
25809 |
- 3,98 |
6,58 |
2,34 |
Дания |
28624 |
27134 |
29294 |
- 5,21 |
7,96 |
2,34 |
Россия |
2316 |
2465 |
2484 |
6,43 |
0,77 |
7,25 |
Рассматривая значения налоговых доходов государственного бюджета стран Европы, мы видим, что наибольшие налоговые доходы за 20152017гг. были получены в Дании в 2017г. доход составил 29294 (долл. США на душу населения). Близка к Дании по анализируемым показателям Швеция, ее налоговые доходы за 2017г. достигли 25809 (долл. США на душу населения), что на 6,58% больше чем в 2016г. Во Франции в период 20162017гг. доход составил 19731 (долл. США на душу населения). В Германии 2016г. был обусловлен спадом налоговых доходов государства на 4% по сравнению с 2015г. Относительно небольшие налоговые доходы поступили в бюджет Великобритании по сравнению со своими союзниками по ЕС и составили в 2017г. 13834 (долл. США на душу населения), что на 0,52% больше чем 2017г. [3, с.65].
При сравнении всех налоговых систем вышеназванных государств нужно учитывать, что у каждой страны был и есть свой путь, своя история, свои традиции. Соответственно, и экономика у каждой страны индивидуальна [4, с.15].
Тем не менее, во всех странах, кроме России, более эффективный прогрессивный характер налогообложения. Возможно, российское общество не готово к введению прогрессивной шкалы, но все равно со временем государство обратится к данному вопросу. Положительным моментом для населения является то, что в России сохраняется низкий уровень налоговой нагрузки. В большинстве случаев налоговые системы многоуровневые, что связано с широким распространением федеративного административно - территориального устройства.
Таким образом, в настоящее время не существует какой-либо идеальной налоговой системы. На наш взгляд, каждая рассмотренная в исследовании налоговая система зарубежных стран продумана конкретно для своего государства. В них есть как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому нельзя бездумно копировать ту или иную налоговую систему применительно для другого государства, а, нужно использовать лишь наиболее эффективные инструменты.