Статья:

Институт патроната как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Свистунова О.М. Институт патроната как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 16.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Институт патроната как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Свистунова Оксана Михайловна
магистрант СПбГУАП, РФ, г. Санкт-Петербург
Боер Анна Александровна
научный руководитель, доцент, кандидат юр. наук, СПбГУАП, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматривается институт  патроната, приводится сравнение с зарубежной практикой фостерской семьи.

Abstract. The article deals with the Institute of patronage, a comparison with the foreign practice of the foster family.

 

Ключевые слова: формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патронат, патронатная семья (фостерская семья).

Keywords: form of care for orphans and children who have lost parental care, patronage, foster family.

 

На сегодняшний день, патронат – самая гибкая форма устройства детей-сирот, в силу того, что ребенку оказывается необходимая в кризисных условиях социальная и материальная помощь для улучшения климата в кровной семье. [5]

Базовые положения относительно патронатного воспитания закрепляются соответствующим договором.

Так, например, в индивидуальном порядке может устанавливаться срок, если условия в кровной семье не улучшились, срок может быть увеличен.

Для обеспечения большей правовой защиты несовершеннолетних следует установить на федеральном уровне максимальный срок действия такого договора с учетом мнения детских психологов и педагогов.

Закрепить подобным образом следует и обязанность патронатного воспитателя, в случае его переезда на постоянное место жительства за пределы данного региона (муниципального образования) по подбору иной кандидатуры на свое место, чтобы не травмировать ребенка.

В таком случае, новый воспитатель будет выступать правопреемником первого.  Законодательно следует также закрепить нотариально удостоверенную форму договора о патронатном воспитании.  

Стоит отметить, что патронатная семья в России сходна с распространённым в США и многих европейских странах явлением - фостеровской семьей. [5] К ее основным целям можно отнести реализацию преимущественного права жить и воспитываться в семье. 

Такая форма устройства детей за рубежом на сегодняшний день является наиболее востребованной.

Охарактеризовать фостеровскую семью можно как семью временную, замещающую, куда помещается ребенок, находящиеся на попечение местных органов власти.

Ключевая особенность природы договора: возможность возврата ребенка в кровную семью или передачи для усыновления.

Закрепляется запрет содержания более 3 детей в одной такой семье или детей старше 16 лет.

Впервые воспитание в форме патроната рассмотрел Семейный кодекс: создание патронатной семьи, согласно ст. 123 СК, является одной из опекунских форм семейного воспитания.

Позже аналогичные положения были изложены в ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Это, по сути, единственное упоминание данной формы воспитания в федеральном законодательстве – согласно указанным нормам, возможность его применения переложена на регионы и поставлена в зависимость от наличия в них соответствующего законодательства.

Поэтому положение о патронатном воспитании и иные нормативные акты принимаются в субъектах федерации: сегодня их имеют более 40 регионов, в том числе Москва и область, Краснодарский край, Брянская, Владимирская, Псковская, Самарская и ряд других областей.

Все нормативы, касающиеся патроната, регионы регулируют самостоятельно.

В 2012 году имела место попытка принять соответствующий федеральный НПА, однако закон о социальном патронате вызвал волну критики и впоследствии был отклонен парламентом.

Его противники, в частности, опасались введения в стране института ювенальной юстиции и создания социальных рисков, которые не будут учитывать «российские семейные традици».

На фоне противоречивого отношения в обществе и негативных отзывов от высшего руководства страны от данной идеи решили отказаться.

Идентифицирующий признак патроната – это разграничение родительских прав и обязанностей между биологическими родителями (если они не лишены прав), органом опеки и воспитателем.

То есть главное отличие приемной семьи от патронатной в том, что последняя не является единоличным законным представителем подопечного.

Объем полномочий, в том числе права и обязанности каждой из этих сторон, определяются условиями договора, учитывающего интересы ребенка и возможности семьи, в которую он передается, а также местное законодательство, регулирующее данную сферу.

Более того, в ряде регионов установлены ограничения, согласно которым на воспитателя не могут быть возложены полномочия: по защите и реализации имущественных прав воспитанников; по представительству при рассмотрении вопроса о лишении прав его родителей; по разрешению вопросов, касающихся выезда из страны.

Необходимо отметить, что патронат характеризуется более простой процедурой оформления в сравнении с другими формами опеки.

Вместе с этим он сопряжен с прохождением таких обязательных процедур, как: сбор и подача документов; прохождение специальной подготовки; заключение договора; передача ребенка в семью; последующее сотрудничество с уполномоченными органами.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации  от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ// СПС Консультант Плюс
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ//СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон об опеке и попечительстве  от 24 апреля 2008 года № 48- ФЗ//СПС Консультант Плюс
5. Анциферова Е.К. Проблемы реализации института патронатной семьи в Российской Федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. Конф. № 6 (6) URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(6). pdf (дата обращения: 17.12.2018).
6. Семейное право: учебник/Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю.  Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут 2016.