ЗАЩИТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РУБЛЯ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЗАЩИТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РУБЛЯ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье проведен общий анализ правового регулирования одной из функций Центрального Банка Российской Федерации – защита и обеспечение устойчивости рубля. Уделено внимание различным мнениям, сформулированным в науке по проблемам инфляции.
Ключевые слова: устойчивость рубля, Центральный Банк Российской Федерации, инфляция, законодательство.
Устойчивость национальной валюты зависит от множества факторов, в частности, это было проиллюстрировано в связи с изменением геополитического устройства мира, что обострило проблему санкционного давления на Российскую Федерацию. Банк России утратил возможность использовать часть международных резервов в ключевых мировых резервных валютах для купирования рисков для финансовой стабильности. Ограничения на движение капитала в совокупности с другими принятыми мерами позволили защитить стабильность российской финансовой системы, но следует учитывать, что сохранение продолжительное время ограничений на свободу движения капитала может иметь негативные долгосрочные последствия для экономики. Курс рубля в 2023 году ослабел к доллару и другим мировым валютам: так, 10 января 2023 года курс доллара составлял 70,3002 рубля, а на момент 01 декабря 2023 года уже – 88,5819 рубля [1]. Все это предопределяет актуальность настоящего исследования.
В соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» [2].
Правовой природе Центрального банка Российской Федерации посвящено немало исследований, большинство ученых, сходятся во мнении, что он имеет особое правовое положение [3, с. 159]. Центральный банк Российской Федерации принято определять как орган банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций [4, с. 678]. От деятельности Центрального банка Российской Федерации зависит состояние денежно-кредитной, платежной системы страны.
Как уже было отмечено, Центральный банк Российской Федерации обеспечивают защиту и устойчивость рубля. Под устойчивостью рубля понимают:
1) способность рубля сохранять свое значение по отношению к иным денежным единицам;
2) способность рубля сохранять свое значение по отношению к товарам реального сектора экономики [5, с. 67];
3) низкую инфляцию [6].
Таким образом, одним из факторов, влияющих на устойчивость рубля, является борьба с инфляцией, осуществление которой возможно и правовыми средствами.
Приведем положения ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту – ФЗ № 173), а именно «основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста» [7]. При этом нельзя не отметить, что вопросы ценовой стабильности имеют непосредственную связь с ценообразованием. Как известно, выделяют две основные системы ценообразования, во-первых, на основе взаимодействия спроса и предложения, во-вторых, на основе назначения цен государственными органами. Оптимальным является их сочетание, которое способствует сокращению роста инфляции. Политика ценообразования есть часть социальной и экономической политики любого современного государства. Отметим и то, что одним из способов воздействия государства на изменение уровня инфляции является сложный многоплановый комплекс различных мероприятий, который, как правило, заключается в установлении ставок налогов и налоговых льгот, дотаций, экономических санкций и лицензий, экономических и социальных государственных и региональных программ; государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд и другое [8, С. 14]. Следует отметить, что процесс сохранения ценовой стабильности является длительным.
Возвращаясь к проблеме инфляции и ее влиянию на устойчивость рубля, нельзя не отметить тот факт, что в ФЗ № 173 какие-либо предписания относительно принципов, форм реализации полномочий Центральным банком Российской Федерации по контролю над инфляцией, отметим, что инфляция как феномен упоминается только в ст. 45 названного закона в контексте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Это не является положительным и не способствует противостоянию тем угрозам и рискам, которые ослабляют национальную валюту, несмотря на то что все функции Центрального банка Российской Федерации направлены на такую политику – регулирование инфляционных процессов.
Таким образом, основным фактором, составляющим угрозу устойчивости рубля, прежде всего, следует назвать высокую инфляцию, что и подтвердил Центральный банк Российской Федерации «основной фактор глобальных рисков – рекордное ускорение инфляции, которое вынуждает центральные банки ведущих стран проводить довольно агрессивное ужесточение денежно-кредитной политики». В связи с этим особую значимость при решении данной проблемы приобретают критерии ясности правовых норм, являющихся средством обеспечения защиты и устойчивости рубля.
На данный момент устойчивое расширение спроса все больше превышает возможности наращивания предложения товаров и услуг. В итоге цены растут быстрее, чем ожидается. Дополнительным проинфляционным фактором на прогнозном горизонте выступает смягчение бюджетной политики. Поэтому требуется бо́льшая жесткость денежно-кредитной политики. Учитывая усиление текущего инфляционного давления, потребуется более высокая траектория ключевой ставки, чтобы вернуть инфляцию к цели в конце 2024 года. В обновленном прогнозе средняя за год ключевая ставка на 2023 год повышена до 9,9% (15,0–15,2% — средняя с 30 октября до конца 2023 года), на 2024 год — до 12,5–14,5% годовых.