ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НКО В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Секция: Юриспруденция
XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НКО В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций в Донецкой Народной Республике, в частности отсутствие закона «О некоммерческих организациях».
Abstract. This article discusses the main problems of legislative regulation of the activities of non-profit organizations in the Donetsk People's Republic, in particular the absence of the law "On non-profit organizations".
Ключевые слова: НКО, некоммерческая организация, проблемы правового регулирования.
Keywords: NGO, non-profit organization, problems of legal regulation.
Коллективные образования некоммерческого характера имеют давнюю историю, которая свое начало берет в законодательстве Древнего Рима. Заложенные древнеримскими юристами правовые основы статуса некоммерческих организаций во многом были трансформированы в современное законодательство. В развитых государствах правовому регулированию деятельности некоммерческих организаций традиционно уделяется должное внимание. В нашей стране в советский период к организациям, которые не занимались торговой и иной деятельностью, связанной с извлечением прибыли, были отнесены общественные организации и кооперативы, правовое положение которых достаточно полно регулировалось законодательством, причем такой термин как «некоммерческие организации» в то время хождения не имел. Тем самым, можно констатировать, что для отечественного гражданского права в отличие от права зарубежного юридическая категория «некоммерческие организации» является относительно молодой [1].
Начавшиеся в Украине в 90-х годах XX века реформы, ставившие перед собой в качестве одной из целей переход к рыночной экономике, дали толчок для мощного развития субъектов предпринимательской деятельности, однако весьма негативно отразились на судьбе некоммерческих организаций. Лишенные государственной поддержки «в борьбе за выживание» многие религиозные, культурные, благотворительные и иные некоммерческие организации прекратили свою деятельность.
В то же время активизируется процесс становления национального законодательства о некоммерческих организациях. Так, в 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР, установившие в ст. 18 отдельные критерии разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Более четкая система отнесения организаций к коммерческим и некоммерческим получила закрепление только в Хозяйственном кодексе Украины от 16 января 2003 года № 436-IV.
При этом основным критерием такого разграничения выступила цель создания организации: для коммерческих - это извлечение прибыли, для некоммерческих - удовлетворение общественно полезных интересов.
С образованием Донецкой Народной Республики был создан Гражданский кодекс ДНР, в котором были закреплены положения о статусе некоммерческих организаций. Важно отметить, что Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики [2] содержит нормы только относительно видов некоммерческих организаций, требований к их наименованию, местонахождению, учредителям, а также иные общие нормы.
На сегодняшний день в Донецкой Народной Республике отсутствуют законодательно закрепленные специальные нормы, регулирующие порядок государственной регистрации (легализации) некоммерческих организаций, за исключением: профессиональных союзов, их организаций и объединения профессиональных союзов, религиозных организаций, общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, творческих союзов в сфере культуры. Деятельность профессиональных союзов, организаций профессиональных союзов и объединений профессиональных союзов регулируется Законом ДНР «О профессиональных союзах» [4], Постановлением от 30 октября 2020 г. № 70-9 Об утверждении размера и порядка взимания регистрационного сбора, а также платы за совершение прочих юридически значимых действий в сфере легализации профессиональных союзов и их организаций, республиканского объединения (федерации) профессиональных союзов и Приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2019 г. № 1077-ОД «Об утверждении основных форм документов, предоставление которых установлено Законом Донецкой Народной Республики «О профессиональных союзах». В данных нормативных актах изложены положения о правовых основах создания профессиональных союзов, полномочиях, гарантиях деятельности и защиты прав профессиональных союзов, их организаций, объединений профессиональных союзов, а также регулирует отношения профессиональных союзов, их организаций, объединений профессиональных союзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями и утверждён размер и порядок взимания регистрационного сбора. Деятельность религиозных организаций регулируется Законом ДНР «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» [3]. В соответствии с ним, религиозным объединением в Донецкой Народной Республике признается добровольное объединение граждан Донецкой Народной Республики, иных лиц, имеющих регистрацию и находящихся на территории Донецкой Народной Республики на законных основаниях, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими такой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих участников и (или) членов. Так же в Законе изложены положения о праве на свободу вероисповедания, о невмешательстве в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности и порядок регистрации религиозных групп и объединений. По аналогии производится и регулирование деятельности общественных объединений физкультурно-спортивной направленности и творческих союзов в сфере культуры. Здесь стоит обратить внимание, что в Гражданском кодексе Донецкой народной республики п.3 ст. 53 перечислены организационно-правовые формы некоммерческих организаций, регулирование деятельности которых отсутствует. Кроме уже перечисленных ранее некоммерческих юридических лиц, в статье 53 ГК ДНР [2] указаны: потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; общественные движения; ассоциации (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; автономные некоммерческие организации; публично-правовые компании. Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики содержит нормы только относительно видов некоммерческих организаций, требований к их наименованию, местонахождению и учредителям. Очевидным является то, что вышеперечисленным некоммерческих организациям требуется дополнительное правовое регулирование. В 2020 году Министерство юстиции ДНР сообщили: «За весь период работы в сфере некоммерческих организаций Министерством юстиции осуществлена государственная регистрация (легализация) более 600 некоммерческих организаций. Принято более 350 уведомлений некоммерческих организаций о внесении изменений в устав, наименование, сведения о местонахождении (адресе), сведения о составе выборных (руководящих) органов.». [6]. Следовательно, общественный спрос на создание некоммерческих организаций есть, а их правовое регулирование довольно слабое. Предпринималось множество попыток в вопросе правового регулирования НКО. Так, например, в июне 2021 по инициативе Общественной палаты ДНР и Народного Совета ДНР прошли общественные слушания законопроекта «О ведении физическими лицами садоводства и огородничества для собственных нужд» [6]. На слушании заместитель Министра доходов и сборов ДНР Максим Савенко отметил: «С рассмотрением данного законопроекта необходимо параллельно рассматривать проект закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс ДНР», потому что вопрос права собственности ряда некоммерческих организаций, а именно садоводческих обществ, которые на сегодняшний момент существуют и которые находятся в реестре, не до конца урегулирован в данных правоотношениях». Аналогично проблемы и с регулированием других общественно-правовых форм НКО (кроме профессиональных союзов, их организаций и объединения профессиональных союзов, религиозных организаций, общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, творческих союзов в сфере культуры.).
В ноябре 2020 года депутаты Народного Совета ДНР сообщили о разработки законопроекта «О некоммерческих организациях», который будет определяет общие положения о некоммерческих организациях, формы, порядок создания, реорганизации и ликвидации, порядок деятельности, возможность поддержки, порядок контроля за деятельностью некоммерческих организаций. В свою очередь, Верховный суд ДНР дал заключение по данному законопроекту, в котором изложил наиболее существенные недостатки законопроекта, а также внес свои предложения. Так как самого законопроекта в публичном доступе нет, о его содержании можно судить только из заключения ВС ДНР, который отметил следующее: «Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6]. Исходя из этого можно предположить, что в законе будут закреплены общие положения о некоммерческих организациях; их формы; создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций; регулирование деятельности, управления, поддержки и контроля организаций. Для полноценного правового регулирования, помимо принятия закона «О некоммерческих организациях» [7], по примеру Российской Федерации, необходимо создать законы, которые будут определять положение каждой организационно-правовой формы НКО по отдельности. Скорейшее принятие вышеперечисленных нормативно-правовых актов значительно поможет в развитии социально-ориентированных организаций. Государство, поддерживая такую деятельность, одновременно создаёт прочную основу для развития гражданского общества, а также формирует лояльный социум, способный к самоорганизации в конструктивном ключе, снижающий социальную напряжённость.