АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ЕЁ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Конференция: CXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ЕЁ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
В современных условиях, когда ощущается и имеет место быть недооценка важности сохранения благоприятной среды обитания, основным инструментом противодействия выходит уголовное право. При этом, уделяется огромное внимание международно-правовому сотрудничеству в области рационального природопользования.
Массовые сбросы и выбросы загрязняющих веществ, трансграничные загрязнения территорий, неконтролируемое изъятие природных ресурсов, радиационное загрязнение приводят к ухудшению среды обитания человека.
Данные обстоятельства вынуждают мировое сообщество принимать меры реагирования, поскольку любое загрязнение ведет к причинению ущерба не только экологии отдельного государства, но и всей экологической системе как неразрывной совокупности природных компонентов [6].
Эффективное противодействие экологической преступности невозможно без масштабного комплекса взаимодополняющих общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения экологических преступлений.
Основной мерой предупреждения экологических преступлений на специально-криминологическом уровне являются мероприятия по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства.
Экологическая коррупция в настоящее время представляет собой совокупность преступлений, посягающих на окружающую среду, ее природные объекты и ресурсы, с признаками использования виновным лицом своего служебного положения в личных интересах посредством получения каких-либо преимуществ либо в предоставлении таких преимуществ.
Анализ правоприменительной практики по экологическим преступлениям показывает, что наиболее регистрируемыми преступлениями являются:
- 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений;
- 258 УК РФ Незаконная охота;
- 256 УК РФ Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов;
- 261 УК РФ Уничтожение или повреждение лесных насаждений;
- 250 УК РФ Загрязнение вод;
- 254 УК РФ Порча земли;
- 262 УК РФ Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Преступления значительно трансформировались - стали совершаться в гораздо большем объеме, организованно, на коррупционной основе, с использованием современных технологий, и приобрели транснациональный характер [7].
Одной из числа правоприменительных проблем является неопределенность текста уголовного закона, содержание множества в нем понятий и признаков, трудно поддающихся толкованию, а также обилие бланкетных диспозиций и признаков, которое сопровождается наличием необходимости обращения к труднодоступному массиву нормативных правовых актов смежного природоресурсного и экологического законодательства.
В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 не раскрывается применительно к ст. 252 УК РФ, что следует понимать под категорией «существенный вред здоровью человека».
Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести в ч. 2 ст. 252 УК РФ следующие изменения: слово «существенный» исключить.
Ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» в качестве объективной стороны предусматривает «незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений». Возникает вопрос. Следует ли по смыслу ст. 260 УК РФ считать рубкой или повреждением до степени прекращения роста любой иной способ уничтожения лесных или нелесных насаждений, а именно корчевание, выкапывание и вырывание? [8] Этот вопрос представляет интерес еще и потому, что административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ предусмотрена не только за незаконную рубку и повреждение лесных насаждений, но и за самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников и лиан [9].
Для эффективной борьбы с экологическими преступлениями необходимо ужесточение санкций за совершение указанных выше преступлений.
Для объективного отображения общественной опасности анализируемых преступлений требуется расширить перечень составов оставления в опасности, введя их в ст. 246, 248, 250-255, 257, сформулировать также материальные составы, шире использовать санкции в виде обязательных работ (природоохранительного характера) и некоторые другие.
Данные изменения могли бы привести к еще большему соответствию уголовно-правовых запретов гл. 26 УК РФ рекомендациям Конвенции об охране окружающей среды средствами уголовного закона и зарубежной уголовно-законотворческой практике.
В заключении, следует отметить, что в настоящее время, в связи с увеличением экологических преступлений, может быть поставлена под угрозу жизнь всего человечества. Сложившаяся ситуация требует скорейшего принятия мер по усилению ответственности лиц за совершенные ими экологические преступления, внедрения действенных механизмов стимулирования эффективного пользования природными ресурсами, корректировка законодательных актов, так как именно деятельность человека лежит в формировании окружающей среды. Только согласованные, совместные действия правоохранительных органов и всего общества позволят своевременно реагировать на факты нарушения экологического законодательства, обеспечить благоприятное состояние окружающей среды, стабилизировать обстановку и рациональное использование природных объектов.