Статья:

СООТНОШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ СОБСТВЕННОСТИ

Конференция: CLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Смердина Н.С. СООТНОШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ СОБСТВЕННОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(174). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(174).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СООТНОШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ СОБСТВЕННОСТИ

Смердина Наталья Сергеевна
магистрант, Сибирский юридический университет РФ, г. Омск

 

THE RATIO OF MUNICIPAL PROPERTY TO OTHER TYPES OF PROPERTY

 

Natalya Smerdina

Master student, SibLU, Russia, Omsk

 

Аннотация. статья посвящена анализу муниципальной собственности как самостоятельной форме собственности. В статье выделяются отличительные черты муниципальной собственности от частной и государственной.

Abstract. the article is devoted to the analysis of municipal property as an independent form of ownership. The article highlights the distinctive features of municipal property from private and state.

 

Ключевые слова: муниципальная собственность; частная собственность; государственная собственность, муниципальные образования.

Keywords: municipal property; private property; state property, municipalities.

 

Муниципальная собственность – это имущественный комплекс, принадлежащий муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению).

Орган местного самоуправления осуществляет от имени муниципального образования правомочия собственника (владение, распоряжение, пользование). Этот вопрос является дискуссионным, часть ученых считает, что управлением муниципальным имуществом осуществляется от имени населения (гражданам проживающих на территории субъекта), а не муниципального образования.

В основе нашего законодательства лежит принцип равенства защиты частной и публичной формы собственности. Это означает, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а особенности касающиеся триады полномочий собственника (как имущества гражданина, так и муниципального образования), могут устанавливаться лишь законом.

В судопроизводстве РФ, муниципальные образования, выступают наравне с другими участниками судопроизводства (юридическими или физическими лицами).

Муниципальные образования, наряду с государством, обладают специальной гражданской правоспособностью, а не общей. Это существенной отличие от гражданской правоспособности частных лиц. То есть, в силу своих определенных компетенций (оговоренных в законе), муниципальные образования обладают гражданскими правами и обязанностями.

Муниципальная собственность в отличие от частной призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования [2, с.  113]. Частную собственность заботят только личные интересы собственника.

Имущество, находящиеся в муниципальной собственности призвано обеспечивать благоприятные условия для населения, когда частная собственность направлена на извлечение прибыли.

Государственная и муниципальная собственность призваны обеспечивать общественные интересы (населения). Это объединяет их в публичную собственность.

При этом муниципальная собственность не является разновидностью государственной. В Российской Федерации согласно Конституции, признаются и защищаются, равным образом, частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Законодатель Сам выделил муниципальную собственность в отдельную категорию.

Отличительными особенностями государственной собственности выступает субъектный состав. В государственной собственности субъектами выступают государство и государственные образования. Кроме того, управление муниципальным имуществом может также осуществляться федеральными законами и специальными законами субъекта, Уставами.

Еще одной отличительной чертой муниципальной собственности является ее материально-финансовая база. Бюджет муниципального образования состоит из собственных средств (аренда, купля-продажа и т.д.)., налогов. К материальной базе относится имущество, принадлежащее поселению.

Отличие муниципальной собственности от собственности государственной состоит, прежде всего, в плоскости решаемых при управлении этими видами собственности задач. Если задачи, решаемые в процессе управления государственной собственностью, носят глобальный характер (оборона, национальная безопасность), то в процессе управления муниципальной собственностью решаются в основном более «приземленные» задачи практически-хозяйственного характера [1, с. 223].

Законодательством РФ предусмотрен специальный порядок распоряжения муниципальным имуществом, который предусматривает, проведение торгов для:

- предоставления земельных участков в аренду;

- приобретения имущества;

- осуществление ремонта/реконструкции и т.д.

Это делается для соблюдения баланса интересов собственника и других участников рынка, а также избежание коррупциогенного фактора.

В частной собственности нет необходимости проводить торги для приобретения того или иного имущества. Захотел – продал.

Пользуются муниципальным имуществом для достижения какой-то общественно-значимой цели. Например, предоставляют помещение в безвозмездное пользование пункту полиции. Частник, же преследует цели извлечения прибыли от приобретенного имущества.

Таким образом, муниципальная собственность выступает самостоятельным элементом, наравне с другими формами собственности. Муниципальная собственность обладает отличительными признаками от государственной и частной форм собственности. Кроме того, муниципальная собственность регулируется специальными нормами права, что еще раз подчеркивает ее самостоятельность и непохожесть на другие формы собственности.

 

Список литературы:
1. Абидова Ю.М. К вопросу об определении места и роли муниципальной собственности в системе форм собственности российской федерации //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2006. - № 3. – С. 222-225.
2. Бондаренко Н. А., Н. Д. Ганичев Понятие института муниципальной собственности // Вестник ТОГУ. - 2008. - №2. С. 111-118.