АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации [1], признаются одними из основных прав, которые государство признано охранять и защищать. С целью реализации закрепленного в части 3 статьи 59 Конституции России права на замену военной службы альтернативной гражданской принят Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [2].
За почти 19 лет существования названного закона в него вносились изменения 11 раз, однако эти изменения носили в целом редакционный характер и в большинстве случаев были обусловлены изменением иных законов.
Таким образом, за период своего действия специальный закон об альтернативной гражданской службе не претерпел концептуальных изменений. Это указывает на стабильность правового регулирования рассматриваемой сферы, на нежелание менять концепцию альтернативной гражданской службы. Однако стабильность не может быть оценена положительно в каждом конкретном случае. Касаемо института альтернативной гражданской службы, следует отметить, что указанный выше закон принимался в особых условиях. Введение в России альтернативной гражданской службы для лиц, которые в силу своих убеждений, вероисповедания и иных причин отказываются от прохождения военной службы по призыву, являлось одним из международных обязательств России при вступлении в Совет Европы в 1996 году. Необходимость принятия соответствующего закона вытекала также из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих свободу убеждений и совести. Наряду с международными обязательствами, часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации [1] устанавливает право на замену военной службы альтернативной гражданской в случае, если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.
Несмотря на указанные обстоятельства до 2002 года такой закон не был принят. В связи с пробелом в праве суды ряда субъектов Российской Федерации неоднократно выносили решения, руководствуясь непосредственно Конституцией [1], и заменяли прохождение военной службы альтернативной гражданской. Однако, в силу отсутствия соответствующего федерального закона, реальное прохождение гражданами альтернативной службы наталкивалось на препятствия. В итоге принятый закон был нацелен на то, чтобы альтернативная служба казалась менее привлекательной чем военная, этим обусловлен необоснованно высокий срок службы (изначально предлагалось установить срок альтернативной службы, в 2 раза превышающий срок военной службы) и преимущественно экстерриториальный принцип ее прохождения.
На момент принятия Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [2] соответствовал международным стандартам, однако на данный момент мировая практика претерпела немало изменений, а российское правовое регулирование в целом осталось неизменно.
Список разрешенных профессий периодически обновляется - убираются неактуальные, такие как почтальон или экспедитор, и добавляются новые, например, дизайнер. Для того чтобы получить направление на альтернативную гражданскую службу, нужно подать заявление в военный комиссариат, призывник должен сделать это лично. Обратиться нужно именно в тот военный комиссариат, где человек состоит на воинском учете. При этом для подачи подобного заявления предусмотрены определенные сроки - их нарушение может повлечь за собой отказ в направлении на АГС.
Подавать заявление на прохождение альтернативной службы нужно за полгода до начала призыва, под который попадает россиянин. Каждый год сроки призыва одинаковые: весенний - с 1 апреля по 15 июля, осенний - с 1 октября по 31 декабря. Однако указ о проведении и сроках призыва ежегодно подписывает президент России.
Если у человека есть отсрочка от призыва, то при необходимости он может подать заявление о прохождении АГС в другие даты - главное, чтобы после прекращения действия отсрочки прошло менее 10 дней. Заявление на альтернативную гражданскую службу рассматривается на заседании призывной комиссии при личном присутствии человека, который его подал. Комиссия изучает заявление, приложенные документы и выслушивает комментарии лиц, которые согласны подтвердить достоверность сведений.
Призывная комиссия может рассматривать заявление в течение месяца. Если комиссия запрашивает дополнительные материалы, срок может быть увеличен еще на один месяц
Если призывная комиссия выносит положительное решение и одобряет замену военной службы на АГС, то, перед тем как приступить к работе, гражданин должен пройти медкомиссию.
В связи с изложенным, требуется в кратчайшие сроки провести работу по совершенствованию института альтернативной гражданской службы.
Прежде всего, изменений требуют концептуальные положения закона: срок и место прохождения службы. Предлагается установить срок альтернативной гражданской службы, превышающий срок военной службы по призыву не более чем в 1,5 раза с последующим снижением указанного коэффициента. Относительно места прохождения службы предлагается отказаться от неоправданного преимущества экстерриториального принципа, который был принят с формулировкой: «в целях уравнивания тягот военнослужащих и альтернативнослужащих».