Статья:

Предшествует ли Сущность существованию Взгляд Камю на метафизический бунт

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Гвоздева А.П. Предшествует ли Сущность существованию Взгляд Камю на метафизический бунт // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Предшествует ли Сущность существованию Взгляд Камю на метафизический бунт

Гвоздева Анастасия Павловна
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Завьялова Галина Ивановна
научный руководитель, доцент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

Экзистенциализм- любопытная философия по многим причинам; некоторые считают его даже не философией, а скорее социальным движением. Несмотря на это, вероятно, именно философия оказала на него наибольшее влияние и на его влияние за пределами философских кругов. Хотя экзистенциализм как философию можно обсуждать бесконечно, большинство ученых согласны с тем, что экзистенциализм, не является систематическим типом аналитической философии в обычном смысле. Наиболее известными философами – экзистенциалистами являются Ницше, Сартр и Камю.

Конечно, есть и другие имена, связанные с этим движением, но студенты, изучающие дисциплины вне философии, чаще всего изучают работы только этих философов. Эта статья направлена на изучение концепций Камю и его конкретной работы «Бунтующий человек». Камю исследует концепцию абсурдной жизни человечества экзистенциалистским способом, причиной этого исследования являются Вторая Мировая война и Алжирская война, которые оказали на него сильное влияние. Камю прослеживает человеческое восстание через некоторых выдающихся интеллектуалов прошлого и приходит к выводу, что восстание — это способ человечества справиться с абсурдом, кроме того человеческую сущность, которая ставит его в противоречие с большинством экзистенциалистов, но эта человеческая сущность не является необходимой для установления этики восстания, которую Камю стремится создать и которая остается актуальной в мире сегодня.

Экзистенциализм

Споры о том, был ли Камю экзистенциалистом или нет, столь же многозначны, как споры о том, что вообще означает экзистенциализм. Несмотря на этот факт, важно определить, соответствуют ли взгляды, выраженные Камю, характерным чертам экзистенциализма. Итак, экзистенциализм — это не философская система, с помощью которой можно понять мир в аналитическом смысле или прийти, с его помощью, к морально правильному решению, это скорее способ мышления [1, с. 38].

Одним из самых известных философом – экзистенциалистом является Жан-Поль Сартр, именно ему принадлежит фраза: “существование предшествует сущности”. Эта тема имеет особое значение, так как позднее эта идея будет представлена Альбертом Камю в «Бунтующем человеке»Примечательно, что Сартр и Камю были близкими друзьями, пока Камю не опубликовал "мятежника" в это время дружба ухудшилась [2, с. 369]. Для Сартра человечество противоположно созданным объектам; человечество рождается и возникает, но человек решает, каким человеком он будет после своего рождения. Люди рождаются не для того, чтобы служить определенным целям или выполнять определенные роли. Для существования, предшествующего сущности, люди свободны выбирать, что делать со своей жизнью, и их личные страсти движут ими. Они не рождаются, принадлежа к определенной политической партии или ценя определенные жанры музыки, которые являются выбором, который делается в течение всей жизни. Сартр, в частности, утверждает, что именно эта идея удерживает всех экзистенциалистов вместе, несмотря на любые другие различия [3, с. 95]. Именно в этом и заключается смысл фразы философа, однако Камю преподнес ее иначе, именно поэтому ухудшилось их общение.

Понимание метафизического бунта

Чтобы исследовать идею Камю о метафизическом бунте, нужно понять, что бунт в «Бунтующим человеке» - эволюция от того, что Камю называет “веком отрицания” [4]. Эпоха отрицания — это термин Камю, обозначающий то, о чем говорилось ранее; осознание абсурдности жизни из-за отсутствия смысла или цели. Значительная часть «мятежника» прослеживает философию и литературу через историю, чтобы показать эволюцию человеческой мысли от эпохи отрицания и вопросов самоубийства к “эпохе идеологий”. Идеология — способ справиться с абсурдной позицией человечества, потому что она позволяет людям каким-то образом определить себя и решить, что хорошо, а что плохо. Так, убийца, планирующий совершить убийство, не имеющий никаких религиозных и жизненных ценностей, сам решает: убийство человека – плохо или хорошо. Бунт — это свидетельство того, что, несмотря на абсурдное состояние человека, в жизни есть какая-то ценность. Камю указывает, что, когда кто-то восстает против поведения или обращения, которые они считают неприемлемыми, они в некотором смысле говорят, что другой человек переходит черту, их действия зашли слишком далеко [3, с. 97]. Пример, используемый Камю - рабство. Раб может принять определенное количество злоупотреблений и жестокого обращения, но в какой момент раб останавливает хозяина и решает, что хозяин злоупотребляет властью. Так, Камю говорит, что у всего есть предел, раб будет выполнять приказы и терпеть побои до тех пор, пока его терпение не лопнет. Камю делает акцент на том, что, когда раб восстает против действий, которые являются результатом рабства, он также полностью отвергает рабство в целом, для всех рабов [5].  Это может быть также случай, когда кто-то, кто не является конкретной жертвой плохого действия, восстает от имени других. Это не редкий вид бунта, наблюдаемый сегодня в мире. Это очень важное понятие для восстания Камю, потому что оно показывает готовность помогать другим и отождествление со страданиями других.

В августе 2014 года многие люди вышли на улицы в Фергюсоне, штат Миссури, в знак протеста против предполагаемой жестокости полиции в расстреле человека по имени Майкл Браун. Эта история попала в заголовки газет по всем Соединенным Штатам, и было множество грабежей, протестов, беспорядков и призывов к справедливости. Несмотря на теорию Камю, люди в Фергюсоне не были непосредственными жертвами стрельбы полицейского, но они восстали от имени человека, который был застрелен. Граждане этого района и многие по всей территории США взбунтовались, заявив, что они не будут выступать за такое поведение сотрудников полиции. Именно в таких случаях Камю утверждает, что люди отождествляют себя с другим человеком и борются за справедливость [6, с. 101]. Так, Камю не рассматривает жестокость полиции или рабство как таковые, а использует подобные случаи в качестве примеров структуры метафизического бунта. Метафизический бунт — это бунт против абсурда жизни и проблемы человеческого состояния, в котором Камю видит человечество.

Метафизический бунт актуален и сегодня

Камю приводит веский аргумент в пользу использования восстания в качестве источника морального кодекса поведения. Камю представляет идею о том, что неограниченная свобода человека зависит только от него самого, и бунт является своеобразным пособником в достижении этого. Так, конфликт между Исламским государством и умеренными мусульманами в Ираке и Сирии. Этот конфликт существовал еще при жизни Камю. В подобных ситуациях важно, чтобы люди осознали то, что они способны протестовать и бунтовать против сил, которые они не принимают в своем образе жизни.  Люди всего мира, которые не являются жертвами идеологий этих конкретных групп, также могут восстать от имени тех, кто находится в эпицентре конфликта.

 

Список литературы:
1. Купер Д. Экзистенциализм как философское движение. – Нью Йорк, 2012. – С. 27-49.
2. Дьюран Д. Философские идеи Камю. – Лондон, 2007. – С.  365-372. 
3. Эрман Ж. Камю и экзистенциальное приключение. – Франция,1960. – С. 93-97. 
4. Эванс М. 0Французское Сопротивление и алжирская война. – Нью Йорк, 1991.
5. Ферри Л. Краткая история мысли: философское руководство к жизни. – Франция, 2011.
6. Хохберг Г. Альберт Камю и этика абсурда. – Германия, 1965. – С.  87-102.