Статья:

О регулировании мотивационных процессов образовательного сектора в условиях кризиса

Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Башлак М.А. О регулировании мотивационных процессов образовательного сектора в условиях кризиса // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(21).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О регулировании мотивационных процессов образовательного сектора в условиях кризиса

Башлак Максим Анатольевич
студент, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Республика Беларусь, г. Гомель
Казущик Анна Александровна
научный руководитель, доцент, канд. экон. наук, доцент, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Республика Беларусь, г. Гомель

 

Мотивация персонала является одним из основных звеньев системы управления персоналом, которому нужно уделять большое внимание при стремлении обеспечить прибыльность и эффективность учреждения высшего образования, функционирующего в неблагоприятных кризисных условиях. Предпринимаемые в этом смысле антикризисные меры должны быть нацелены на мобилизацию кадрового потенциала, повышение производительности труда и оптимизацию использования трудовых ресурсов.

Именно эти факторы будут способствовать повышению прибыльности и результативности учреждений высшего образования.

К основным недостаткам системы мотивации персонала в учреждениях высшего образования в условиях кризиса относятся: негибкость системы оплаты труда; несоответствие критериев оценки трудового вклада работника в современных условиях; более низкий уровень оплаты труда в образовательном секторе экономики Республики Беларусь; отток квалифицированного персонала в негосударственный сектор как следствие непризнания системы мотивации справедливой.

В условиях экономического кризиса повышение эффективности системы мотивации персонала учреждений высшего образования можно достичь путём неприменения сдельной системы оплаты труда и установления повременно-премиальной, которая учитывает не только количественный вклад работника, но и важную мотивацию на качество услуг.

Кроме того, при сдельной системе оплаты труда доля гарантированной части заработной платы очень мала. По разным причинам работник может не выполнить установленные нормы. В современной экономической ситуации недовольство работниками своей заработной платой приведёт к потере квалифицированных кадров в учреждениях высшего образования. Повременно-премиальная система оплаты труда, наоборот, предполагает гарантированную часть заработной платы, что при адекватной оценке её размера сохранит учреждению высшего образования кадровый потенциал.

В состав заработной платы работника при повременно-премиальной системе оплаты труда входят следующие составляющие: базовое вознаграждение (месячный оклад); переменное вознаграждение; компенсационные выплаты; разовые поощрительные и компенсационные выплаты.

Особую важность в условиях экономического кризиса приобретает именно размер базового и переменного вознаграждения, которые должны базироваться не только на показателях, но и на соответствии с современными реалиями рынка заработной платы в Республике Беларусь.

Экономический кризис, помимо прочих негативных последствий, грозит учреждению высшего образования оттоком квалифицированных кадров.

Поэтому анализ соответствия заработных плат существующим на рынке заработной платы в Республике Беларусь реалиям – это первый этап реорганизации системы мотивации учреждении высшего образования. Целесообразно в этот этап включить анализ всех видов работ в учреждении, оценку работ в баллах и по полученным баллам разделить существующие должности на несколько уровней.

С помощью полученных результатов анализа можно построить политику базового и переменного вознаграждения. Политика базового вознаграждения заключается в присвоении оклада каждому уровню, а переменного вознаграждения – в присвоении процента премии и становлении периода премирования каждому уровню в зависимости от выполняемых функций.

Коэффициент рудового участия (КТУ) характеризует суммарный вклад работника в общие результаты труда коллектива [16, с. 53]. Как справедливо полагают Я. Н. Чеплова и В. В. Титаренко, определить долю каждого работника в общем заработке коллектива, а значит оценить его индивидуальный вклад (КТУ) в современных условиях возможно, используя единый коэффициент трудового участия, который отражает такие основные характеристики работы, как: ее объем, сложность и условия выполнения. Фактически выполненные им задачи являются показателем оценки трудового вклада [17, с. 144-145]. С помощью КТУ в коллективе предприятия может образоваться соревновательный эффект, благодаря чему возможно увеличение эффективности труда всего коллектива учреждения высшего образования.

Подводя итоги, необходимо отметить, что система мотивации является одним из главных факторов, которые в состоянии повлиять на преодоление последствий экономического кризиса в образовательном секторе.

Рациональное использование материального и нематериального стимулирования является главным средством обеспечения мобилизации кадрового потенциала с целью повышения доходности учреждения и оптимального использования ресурсов. Главными характеристиками системы мотивации в условиях экономического кризиса должны быть гибкость, справедливость и открытость.

 

Список литературы:
1. Лукманова Ф. Ф. Применение коэффициента трудового участия в оплате труда / Ф. Ф. Луманова // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2012. – №6. – С. 53-55.
2. Чеплова Я. Н. Проектирование и реализация системы управления вознаграждением персонала / Я. Н. Чеплова, В. В. Титаренко // Территория науки. – 2015. – №5. – С. 144-145.