Анализ государственного долга Российской Федерации на современном этапе
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Анализ государственного долга Российской Федерации на современном этапе
Сложившийся в той или иной стране дефицит бюджета приводит к возникновению государственного долга, вследствие чего наступает необходимость поиска дополнительных финансовых ресурсов.
Как обособленная часть финансовой системы государственный долг представляет собой совокупность кредитных отношений, возникающих между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, а также иностранными государствами и международными финансовыми организациями, с другой стороны.
Исследование государственного долга и всех связанных с ним макроэкономических показателей является актуальным направлением научной и практической деятельности, поскольку от объема государственного долга зависит состояние государственных финансов, денежного обращения, а также инвестиционного климата.
Динамика государственного долга в России в последние годы колеблется: увеличивается внутренний долг при относительной устойчивости внешних заимствований.
Для анализа состояния государственного долга на современном этапе необходимо сравнить данные государственного внутреннего и внешнего долга РФ за период с 2016 года по 2019 год (рисунки 1-2)[3].
Рисунок 1. Государственный внутренний долг РФ за 2016-2018 гг., млрд.руб.
На представленной диаграмме видно, что внутренний государственный долг РФ в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 9,52 %, а с 2017 года по 2018 год увеличился на 8,57 %. С 2018 года по январь 2019 года наблюдается снижение на 10,8%, однако с января по ноябрь 2019 года (по состоянию на 01.11.2019 года объем государственного внутреннего долга, согласно данным Минфина РФ, равен 9284,150 млрд. руб. [4]) наблюдается рост государственного долга на 19,8%. Таким образом, за период с 2016 года по 2019 год внутренний долг России имеет тенденцию увеличения.
Рисунок 2. Государственный внешний долг РФ за 2016-2018 гг., млн.долл.США
Объем государственного внешнего долга РФ с 2016 года по 2017 год увеличился на 2,42%. Однако с 2017 года по 2018 год наблюдается снижение внешнего долга на 2,7 %. Данная тенденция уменьшения прослеживается и с 2018 года по январь 2019 года, но на 1,35%. По состоянию на 01.11.2019 года объем государственного внешнего долга, согласно данным Минфина России, составил 53 935,7 млн. долларов США [5]. Следовательно, за период с января 2019 года по ноябрь 2019 года государственный внешний долг вырос на 9,72%.
Причинами увеличения государственного долга являются понижение цен на нефть, конфликт в Украине, введение санкций и связанное с ним ограничение доступа российских корпораций к рынкам капитала, последовавшие затем отток капитала из России и ослабление курса рубля, что, в свою очередь, привело к росту инфляции.
В последние годы в России проводится долговая политика, ориентированная в основном на развитие именно внутреннего долга, так как постепенно происходит его увеличение. Также задачами долговой политики за рассматриваемый период были:
- удержание роста расходов на обслуживание государственного долга;
- поддержание умеренной долговой нагрузки, как на федеральный бюджет, так и на экономику страны в целом.
На сегодняшний день государственный долг является основным источником покрытия дефицита российского государственного бюджета, поэтому актуальной задачей для РФ является эффективное управление государственным долгом [1]. Необходимо разрабатывать меры по определению условий размещения и погашения государственных займов. Одним из распространенных методов является рефинансирование государственного долга.
Одним из преимуществ бюджетной системы РФ является сохранение долговой нагрузки федерального правительства на безопасных уровняхв период нарастающих различного рода рисков.Это позволяет Российской Федерации сохранять значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания и дает возможность в случае возникновения трудностей с привлечением необходимой суммы государственных займов на внутреннем рынке компенсировать дефицит ресурсов с внешнего рынка заимствований [2].
Таким образом, государственный долг является основным элементом исследования и контроля со стороны государства, так как он оказывает влияние, как на макроэкономические показатели, так и на уровень жизни в целом. От эффективности управления государственного долга зависит стабильность развития государства, темпы инфляции, состояние дефицитов бюджетов и инвестиционный климат в стране.