Статья:

Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Карапетян Г.О., Зенченко И.Д. Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(24).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита

Карапетян Георгий Олегович
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Зенченко Илья Дмитриевич
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Проблемы наложения штрафов за не проведение аудита, в обязательном порядке предусмотренного для отдельных категорий юридических лиц, в настоящее время остается дискуссионным. При ужесточении требований законодательства отсутствует как таковой штраф за данное правонарушение, однако на практике штрафные санкции применяются за другие действия, что порождает споры и дискуссии.

 

Ключевые слова: штраф, санкция, обязательный аудит, не проведение.

 

В первую очередь целесообразно указать, что аудит в обязательном порядке для определенных лиц является общепризнанным средством контроля за деятельность финансовых субъектов в мировой практике. Целью такого аудита является независимая оценка достоверности отчетности. При этом неоспоримые преимущества такой аудит имеет и непосредственно для руководства бизнеса, поскольку позволяет выявить определенные финансовые риски и изыскать скрытые резервы.

В ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [2] указаны случаи проведения аудита в обязательном порядке, при этом в ней же установлены  количественные критерии для выручки и активов предприятий, при превышении которых они ежегодно обязаны проводить аудит. 

Результаты аудита должны быть предоставлены в налоговый орган и внесены в специальный реестр.

Что касается ответственности за не проведение аудита в обязательном порядке, то в настоящее время какой-либо специальный штраф за данное правонарушение в законодательстве не установлен.

Штраф устанавливается ст. 19.7 КоАП РФ, когда лицо либо не предоставило информацию  в контролирующий орган  или задержало предоставления требуемых сведений в размере от трех до пяти тысяч рублей для предприятия и от трехсот до пятисот рублей для должностных лиц [1].

Однако специалистами не раз отмечалось, что неподача аудиторского заключения и  отсутствие факта аудиторской проверки, когда она обязательна по закону - совершенно разные правонарушения.

Более жесткая ответственность предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ, когда аудит был не проведен вовсе. В данном случае сумма штрафа составляет от пяти до десяти тысяч рублей для должностных лиц, если правонарушение было допущено второй раз, оно наказывается суммой штрафа двое больше указанной, а также предусмотрена такая административная мера как отстранение от должности на срок от одного до двух лет.

Публичные акционерные общества привлекаются к ответственности также за нарушение срока опубликования аудиторского заключения на основании ч. 2 ст. 15.19 КоАП, при этом предусмотрены штрафные санкции в размере от семисот тысяч до миллиона для юридических лиц, от тридцати до пятидесяти тысяч рублей – для должностных лиц или их отстранение от должности на вышеуказанный срок. К примеру, в постановлении от 9.04.2019 № 06АП-615/2019 суд оставил штраф в размере семисот тысяч рублей без изменения, поскольку предприятие не выбрало аудитора, не провело аудит и тем самым нарушило срок предоставления аудиторского заключения [3].

В некоторых случаях суды идут на встречу бизнесу, смягчая штрафные санкции, как например, в Постановлении от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019, Постановлении от 16.01.2019 № 06АП-7142/2018, Постановлении от 26.12.2018 № 06АП-7003/2018, отсутствие денежных средств на проведение аудита было признано смягчающим обстоятельством, и штраф был уменьшен в половину нижнего предела [4].

Однако, даже незначительная просрочка предоставления аудиторского заключения может повлечь за собой строгое наказание, как например доказывает Постановление от 16.03.2018 № 09АП-4542/2018, когда трехдневная просрочка наказана штрафом в размере семисот тысяч рублей [5].

Таким образом, в законе отсутствует специальная норма об ответственности за не проведение обязательного аудита, однако предприятия привлекаются к ответственности по другим основаниям, причем часто сумма санкции превышает стоимость проведения аудита.

На сегодняшний день активно обсуждается возможность ужесточения санкций также по ст. 15.4 КоАП РФ, что уравняет всех юридических лиц в размере ответственности.

Однако необходимо отметить, что штраф в размере семисот тысяч рублей для многих предприятий просто непосильная мера ответственности, поэтому целесообразным было бы введение отдельной штрафной санкции за не проведение аудита, а за не предоставление сведений для контроля ответственность должна остаться дифференцированной.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
2. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 15
3. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 9.04.2019 № 06АП-615/2019 // Консультант Плюс
4. Постановление Арбитражного суда дальневосточного округа от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 № 06АП-7142/2018, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда  от 26.12.2018 № 06АП-7003/2018 // Консультант Плюс
5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 № 09АП-4542/2018 // Консультант Плюс
6. Ефремова Е.И. / Аудиторские доказательства в соответствии с международными стандартами аудита. // Учетно-аналитическое обеспечение - информационная основа экономической безопасности хозяйствующих субъектов. / Издательство Аудитор, М.: 2017, с. 131-136. 
7. Ефремова Е.И. / Особенности получения аудиторских доказательств в соответствии с международными стандартами аудита. // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова №2 (98). – 2018, с. 78-83, – 230 с.