Статья:

Правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти по стимулированию деловой (экономической) активности: меры по стимулированию малого и среднего бизнеса

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Моденов Н.В. Правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти по стимулированию деловой (экономической) активности: меры по стимулированию малого и среднего бизнеса // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(24).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти по стимулированию деловой (экономической) активности: меры по стимулированию малого и среднего бизнеса

Моденов Никита Вадимович
студент, Мурманский Арктический государственный университет, РФ, г. Мурманск
Пирогов Павел Павлович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Мурманский Арктический государственный университет, РФ, г. Мурманск

 

Аннотация. В статье рассмотрены основы правового регулировния мер по стимулированию малого и среднего бизнеса, которые осуществляются органами исполнительной власти. Сделан вывод, что, несмотря на значительное внимание государства к данному процессу, существует необходимость создания единого централизованного органа, который будет координировать все программы государства и органов местного самоуправления в сфере малого и среднего бизнеса, а также информировать субъектов малого и среднего бизнеса о таких программах.  Также сделан вывод о необходимости разработки специальной информационной платформы, информирующей субъектов малого и среднего предпринимательства относительно существующих государственных и муниципальных программ по развитию и поддержке малого  и среднего бизнеса.

 

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого и среднего бизнеса, средний бизнес, МСБ, государственная поддержка МСБ.

 

В соответствии со статьей 8 Конституции России, в Российской Федерации гарантируется свобода предпринимательской деятельности. В то же время, такая свобода гарантируется не только пассивным невмешательством государства в осуществление экономической деятельности субъектами экономической деятельности, но и в создании инструментов для стимулирования деловой (экономической) активности. Таким образом, одно лишь разрешительное государственное регулирование предпринимательской деятельности, само по себе, не является достаточным для успешности данного процесса. Не менее важным является принятие государством комплекса необходимых мер для развития малого и среднего бизнеса. Стимулирование деловой (экономической) активности со стороны исполнительной власти осуществляется целым комплексом разнообразных средств и методов. В то время как законодательный орган осуществляет стимулирование с помощью правового регулирования того или иного вида экономической активности (легализация, уменьшение требований, введение льготного налогообложения), то деятельность исполнительных органов власти в этом направлении представляется более комплексной, включая в себя серию кадровых, бюджетно-финансовых и организационных мер.

Наибольшее внимание государство уделяет развитию малого и среднего бизнеса. Это связано, прежде всего с тем, что именно малый и средний бизнес являются основой среднего класса, наличие которого позволяет избежать излишнего социального расслоения. Кроме того, именно в малом и среднем бизнесе концентрируется значительное количество рабочих мест, развивается самозанятость. Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса выполняет, помимо функции увеличения доходов государства, роста ВВП, также и социальную функцию более или менее справедливого распределения приобретенных благ.

Как отмечает Н.И. Морозко,  стимулирующим фактором развития малого бизнеса выступает государственная поддержка предпринимательства посредством создания региональных центров поддержки малого бизнеса на базе существующих структур в целях оказания широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга [1].

Помимо организационной поддержки, большую роль в помощи малому бизнесу играет финансовая поддержка. Как отмечает А.А. Позднышев, такая поддержка осуществляется в двух основных формах:

- программы стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса

- грантовая поддержка субъектов МСБ [2].

Финансовая поддержка субъектом МСБ осуществляется путем реализации органами исполнительной власти специальных программ. Основным органом, реализующим и координирующим данную политику является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Одной из основных форм государственной поддержки является снижение стоимости кредитов для малого бизнеса. Крупные корпорации имеют доступ к целому ряду кредитных и инвестиционных ресурсов: получение средств в иностранных банках, привлечение портфельных инвесторов с помощью механизмов IPO и т.д. В то же время, малый бизнес лишен такой возможности, вследствие чего и существует необходимость в мерах по государственному стимулирования малого бизнеса.

Так, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764 установлен порядок получения банками субсидий на покрытие разницы между рыночной стоимостью кредитования и  стоимостью льготных кредитов, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства [3].  Субъекты МСП могут получить кредит на инвестиционные цели (от 0,5 млн. рублей до 2 млрд. рублей на срок до 10 лет) и на пополнение оборотных средств (от 0,5 млн. рублей до 500 млн. рублей на срок до 3 лет) по льготной ставке не более 8,5% годовых.

Отдельно следует упомянуть программу содействия самозанятости безработных граждан. Самозанятость играет важную роль в экономическом развитии Российской Федерации. Безусловно, самозанятость не может, сама по себе, обеспечить экономический рост государства, однако самозанятое население не требует социальной помощи от Российской Федерации, позволяя сэкономить значительное количество средств. На сегодняшний день, программы по обеспечению самозанятости населения осуществляются на региональном уровне, обеспечивая возможность гражданам получить необходимую им помощь для организации собственного микробизнеса [4] Государство также прилагает значительные усилия для содействия малому и среднему бизнесу в сфере агропромышленности. Данное направление является приоритетным, учитывая огромное количество сельского населения в России (26%) и высокий уровень безработицы в сельской местности. Кроме того, очевидно, что аграрный потенциал Российской Федерации используется на сегодняшний день далеко не в полной мере. Следует отметить и то обстоятельство, что развитие в Российской Федерации малого бизнеса в сфере агропромышленности сопряжено с рядом трудностей, среди которых следует отметить необходимость в большом количестве оборотных активов (затраты на топливо, семенной фонд, удобрения и т.д.), цикличность производства, риски снижения цен и неурожая [5] Для решения этих проблем действует специальная программа развития малого бизнеса в агропромышленной сфере.

При этом, как справедливо отмечает Э.А. Валиев, меры государства по стимулированию малого и среднего бизнеса представляются недостаточными [6].  Такой вывод можно сделать исходя из результатов проведенных мер: средний класс в России все еще не стал наиболее значимой социально-экономической силой, что свидетельствует о недостаточной эффективности осуществляемой государством политики в этом направлении. В то же время, не стоит забывать также об ограниченности ресурсов государственного бюджета, приоритетности защиты социально уязвимых категорий, что, объективно, уменьшает имеющиеся у государства возможности по защите среднего класса.  Поэтому, в условиях высокого уровня монополизации экономики, отсутствия доступа к дешевым кредитным ресурсам, государственная поддержка малого бизнеса представляет собой важную государственную задачу. Помимо дальнейшего стимулирования мер в сфере поддержки малого и не меньшее значение имеет организация работы по информированию населения о всех существующих программах. Программы поддержки малого и среднего бизнеса осуществляют как федеральные органы, так и органы региональной власти, а также некоторые органы местного самоуправления. Необходимость полномасштабного освещения такой деятельности и наличие координирующего органа позволят сделать помощь малому и среднему бизнесу со стороны государства наиболее эффективной.

Следует отметить, что осветление таких программ не сопряжено с осуществлением крупных расходов из государственного бюджета Российской Федерации. Напротив, увеличение конкурентности со стороны предпринимателей в контексте доступа к государственному финансированию, а также высокий уровень открытости при распределении государственных средств стимулирует их более эффективное использование.

 

Список литературы:
1. Морозко Наталья Иосифовна Факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-stimulirovaniya-delovoy-aktivnosti-malogo-biznesa (дата обращения: 28.01.2020).
2. Позднышев А.А., Богатикова О.В. Финансовые инструменты государственного стимулирования малого бизнеса // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-instrumenty-gosudarstvennogo-stimulirovaniya-malogo-biznesa (дата обращения: 28.01.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке" [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72041688/
4. Электронный портал государственных услуг. Программа самозанятости Новосибирской области.  [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/25574/1/info
5. Емелина Т. А., Дурникина Ю. Е Проблемы развития малого аграрного бизнеса в России // Инновационная наука. 2015. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-agrarnogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 28.01.2020).
6. Валиев Э.А., Государственное стимулирование малого бизнеса в Российской Федерации // Инновационная наука. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-stimulirovanie-malogo-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.01.2020).