Статья:

Управление внешней средой организации. влияние внешних факторов на развитие фонда социального страхования на случай безработицы

Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Маврина И.В. Управление внешней средой организации. влияние внешних факторов на развитие фонда социального страхования на случай безработицы // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(25).pdf (дата обращения: 16.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление внешней средой организации. влияние внешних факторов на развитие фонда социального страхования на случай безработицы

Маврина Ирина Васильевна
студент, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, ЛНР, г. Луганск
Кислая Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, ЛНР, г. Луганск

 

Аннотация. Способность организации развиваться в условиях социально‑экономических изменений внешней среды представляется как показатель ее рыночной стабильности и конкурентоспособности, видение развития рынка труда и наличие стратегических управленческих решений.

Abstract. The organization’s ability to develop in conditions of social and economic changes in the external environment is presented as an indicator of its market stability and competitiveness, a vision of the development of the labor market and the presence of strategic management decisions.

 

Ключевые слова: внешняя среда учреждения, государственная политика, безработица, трудовые ресурсы, занятость населения.

Keywords: the external environment of the institution, state policy, unemployment, labor resources, employment.

 

Постановка проблемы. Безработица – одна из важнейших проблем деятельности государства. В свою очередь государство прилагает усилия для решения этой проблемы посредством специализированных учреждений. Какие факторы  и как влияют  на деятельность этих учреждений.

Цель статьи. Исследование факторов внешней среды, оказывающих воздействие на Фонд социального страхования на случай безработицы в период становления и тенденции в его развитии.

Любая организация (фирма, промышленное производство, компания или учреждение) имеет свою внутреннюю среду и внешнюю, в которой осуществляется ее деятельность.

Внутренняя среда организации формируется  в соответствии с целями и задачами организации в соответствии с полномочиями (финансовыми, материальными) Внутреннюю среду организации можно назвать хозяйственным, управленческим механизмом – организационная структура, система управления, производственные технологические процессы, уровень автоматизации, разделение труда, коммуникации.

Внешняя среда включает в себя как общие (присущие любой организации) элементы, так и сугубо «индивидуальные».

Внешняя среда ‑ это окружение организации, то есть совокупность элементов, не входящих в состав организации, но оказывающих на нее воздействие или влияющих на процесс ее функционирования – это экономические условия, потребители, конкуренты, законодательство, техника и технологии [1].

Внешнее окружение организации велико и чрезвычайно разнообразно. Поэтому одна из первоочередных проблем, которую менеджер обязан разрешить это определение элементов внешней среды. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия, а для этого он должен знать их характеристики, т.е. характер их влияния.

Рассмотрим, как повлияли внешние факторы на деятельность и развитие одного учреждения.

В условиях войны и экономической блокады занятость населения в контексте управления социально-экономическим развитием играет важнейшую роль, так как является одним из факторов выживания. В республикегосударственным органом, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, является Фонд социального страхования на случай безработицы.

Фонд решает задачи реализации государственной политики в сфере занятости населения, обеспечение граждан социальными услугами в случае безработицы и разрабатывает совместно с заинтересованными органами предложения по совершенствованию законодательства о занятости населения, системы социального страхования [2].

Фонд является специализированным финансовым учреждением, наделенный отдельными государственно ‑ властными полномочиями и функциями.Специализированные финансовые учреждения оказываются специальные услуги, которые не предоставляются банками.Эти организации образуют специальные фонды (страховой фонд) за счет страховых взносов граждан и юридических лиц.К таким учреждениям относятся страховые фонды, пенсионные. Пенсионные Фонды – это государственные организации, которые образуются для обеспечения населения средствами на период после выхода на пенсию [3].

Развитие организации происходит постепенно. В январе 2015 года утверждено создание Фонда. В 2015 году Фонд предоставляет информацию о наличии актуальных вакансий в территориальных отделениях, обслуживают население только в случае личного обращения при наличии документов, предусмотренных Временным порядком, согласно которому осуществляется подбор работы, с учетом четко установленных требований работодателей.

Информация о свободных рабочих местах, поступившая от работодателей в территориальные отделения Фонда, находится в свободном доступе для граждан, которые обращаются в территориальные отделения за содействием в трудоустройстве. Кроме того, перечень вакантных рабочих мест публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальном сайте учреждения.

В 2016 году утвержден Временный порядок организации работ временного характера. Вступление данного документа в силу позволило гражданам, оставшимся без работы и не имеющим специальной подготовки, наличия лицензий и допусков, временно выполнять неквалифицированные работы. К гражданам, занятым на работах временного характера, применяется трудовое законодательство и законодательство о социальном страховании [4].

Следующим шагом в 2018 году стал Временный порядок организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования, прохождения курсов целевого назначения и стажировки гражданами, ищущими работу. Порядок определяет механизм предоставления социальных услуг по организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования, прохождения курсов целевого назначения и стажировки гражданами, зарегистрированными в территориальных отделениях [4].

В настоящее время рассматривается законопроект «О занятости населения». Данный нормативный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействию занятости населения, в том числе конституционные гарантии государства на труд и социальную защиту от безработицы.

Основным приоритетом государственной политики республикиявляется создание системы постоянной социальнойподдержки граждан.Вступление в силу данного закона позволит человеку, оставшемуся без работы, получить защиту в виде материального обеспечения, получения бесплатных услуг, правовой защиты, профессиональной подготовки, перепрофилирования, финансовой помощи для самозанятости населения.

Деятельность Фонда развивается в сложных социально ‑ экономических условиях: активные боевые действий, напряженная общественно ‑ политическая ситуация оказывает влияние на стабильность и устойчивость экономики.

Одной из функций Фонда является осуществление постоянного мониторинга ситуации на рынке труда. В 2019 году регистрируемый рынок труда Луганской Народной Республики в общей численности граждан, ищущих работу, мужчины составили 53,7%, женщин – 46,3%. Практически каждый третий, обратившийся в Фонд, относится к категории молодежь в возрасте до 35 лет [4].

С начала 2019 года территориальные отделения Фонда располагали информацией о наличии 16,5 тысяч вакантных рабочих мест на постоянной основе. Наиболее востребованными на рынке труда являются рабочие профессии – 52,9% (от общего количества поступивших вакансий), далее идут профессии для служащих – 29,7%, и 16,9% – профессии, не требующие специальной подготовки [4].

Для проведения работ временного характера работодателями создано 11669 временных рабочих мест. К участию в этих работах привлечены 6907 человек, из них 177 человек принимали участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению индивидуальных жилых домов, разрушенных в ходе боевых действий [4].

С целью реализации своих задач и функций Фонд постоянно организовывает  и проводит:

– ярмарки вакансий для граждан, которые обратились в службу занятости в связи с поиском работы, в том числе и для граждан с ограниченными физическими возможностями;

– семинары для граждан, ищущих работу;

– информационные семинары с ученической и студенческой молодежью, которая изъявила желание работать в свободное от учебы время.

Для учащейся молодежи проводятся тренинги для определения типа будущей профессии, ответив на вопросы теста, анкетируемый сможет  узнать, какой тип профессии ему лучше выбрать для достижения успеха в будущей карьере.

Фонд оказывает работодателям комплекс услуг способствующих быстрому и квалифицированному подбору кадров.

С января 2017 года установлено квотирование для трудоустройства молодежи  на первое рабочее место и трудовой адаптации молодых людей на рынке труда. В 2017 году данной услугой воспользовались 53 работодателя, с помощью которых трудоустроено 67 молодых специалистов [5].

В целях удовлетворения потребностей экономики Луганской Народной Республики специалистами, имеющими среднее профессиональное и высшее образование, в 2018 году утвержден Порядок распределения и трудоустройства выпускников образовательных организаций (учреждений). Выпускники образовательных учреждений  среднего профессионального и высшего образования, получивших образование за счет средств Государственного бюджета Луганской Народной Республики, направляются  на работу по распределению и обязаны будут отработать три года.

Численность населения республики по состоянию на 01.01.2016 года составляет 1504 тыс. человек, ожидаемая численность населения республики на 01.01.2019 года составит 1458,5 тыс. человек. Сохраняется тенденция  снижения численности населения. В общей структуре населения городские жители составят порядка 94%, проживающие в сельской местности – 6% [5].

В конце 2017 года уровень смертности достиг 15,1 %. Основными факторами, влияющими на смертность населения, относятся: уровень и образ жизни, возрастной состав населения, экология, качество продуктов питания.

Возрастной состав населения по состоянию на 01.01.2017 доля населения старше 60 лет и старше составляла 25,1 %, что выше, чем в предыдущем году [5].

Важной составляющей экономического развития республики является  уровень заработной платы. Среднемесячная заработная плата одного штатного работника за 2018 год составит  10320 рос.руб., что в 3 раза выше размера  должностного оклада работника 1 разряда (3566 рос. руб.) и на 21,7% больше, чем за 2017 год  (8480 рос. руб.) [5].

В республике сохраняется дефицит медицинских и педагогических работников. Востребованы работники инженерных специальностей, электрики, слесари,  а также подсобные рабочие, уборщики.

На примере добывающей промышленности можно проиллюстрировать, какие изменения происходили в республике. В 2013 году в регионе было добыто 17 500,0 тыс. тонн угля, а в 2015 году ‑  3 800,0 тыс. тонн угля, что в 4 раза меньше [5]. Экономическая блокада республики, проблемы с выплатой заработной платы и реализацией готовой продукции, это всего лишь несколько проблем, с которыми пришлось столкнуться.

Таким образом, организация, учреждение не может существовать «в своем мире», она постоянно воздействует на окружение, а внешнее окружение воздействует на неё. Очень часто «внутренние» проблемы называют «внешними» причинами, несовершенство законодательства, противоречиями экономических процессов. Когда управленческий механизм организации, учреждения отлажен, коллектив четко реагирует на поставленные задачи, материальная, техническая база позволяет варьировать в критических ситуациях, то какими сложными не были условия и факторы, оказывающие воздействие, организация будет  не только «держаться на плаву», будет четко идти к поставленной цели, выполнять свои задачи и функции.

 

Список литературы:
1. Мескон М. Основы менеджмента: учеб.пос./М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Москва:3-е изд; Вильямс, 2006. 594с.
2. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики  от 28.12.2017 № 81 «Об утверждении Положения о Фонде социального страхования на случай безработицы Луганской Народной Республики». – Режим доступа: https://sovminlnr.ru/akty-soveta-ministrov/postanovleniya, свободный. (Дата обращения 14.10.2019г.).
3. Грибовский А.В. Роль специализированных финансово-кредитных институтов в банковской системе Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 285-288. — URL https://moluch.ru/archive/52/6901/ (дата обращения: 12.11.2019).
4. Информационный портал «Фонд социального страхования на случай безработицы Луганской Народной Республики» Режим доступа: https://fssblnr.su//свободный. (Дата обращения 14.10.2019 г.)
5. Закон Луганской Народной Республики от03.04.2018 № 224-II"О Программе социально–экономического развития Луганской Народной Республики на 2018 год" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://glava-lnr.info, свободный (Дата обращения 14.10.2019).
6. Закон Луганской Народной Республики от05.03.2019 № 36-III"О Программе социально–экономического развития Луганской Народной Республики на 2019 год" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://glava-lnr.info, свободный (Дата обращения 14.10.2019).