Статья:

Корпоративная социальная ответственность с позиции марксизма

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чистова М.А. Корпоративная социальная ответственность с позиции марксизма // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Корпоративная социальная ответственность с позиции марксизма

Чистова Маргарита Александровна
студент, РГАУ-МСХА им. Тимирязева, РФ, г. Москва

 

Понятие КСО является объектом исследования гуманитариев и социологов и вызывает большой интерес у ученных. В настоящее время отмечается интенсивный рост экологических угроз и усиление процессов их глобализации. Происходит переоценка значения бизнеса в обществе.

Эти явления заставляют уделить пристальное внимание изучению КСО. На сегодняшний день, научные деятели не пришли к общему знаменателю в вопросе конкретного содержания и точного определения этого термина.

Так как понятие напрямую связано с концепцией свободного предпринимательства, основой существующих промышленных обществ, многие ученные полагают, что КСО активно развивается в следствии академических исследований.

Как только наша страна осуществила переход к рыночным отношениям, процессы трансформации произошли и в нашем обществе. Появилась необходимость заняться исследованием КСО и российским ученным.

Сегодня многие компании страны рассматривают наработки развитых стран Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии в этом вопросе, хотя Россия до революции приобрела богатый опыт осуществления благотворительной деятельности, а в СССР благополучие граждан было заботой предприятий и поддерживалось за счет их средств.

Термин корпоративная социальная ответственность впервые начали использовать в конце XX века, поэтому он является еще не до конца устоявшимся и имеет различную формулировку. Вне зависимости от этого, его смысл состоит в приличном поведении бизнеса - в отношении своих работников, общества, государства, окружающей среды и потребителей собственной продукции. К высшему уровню КСО относят меценатство и благотворительную деятельность, а базовый уровень характеризуется соблюдением законов и налогового кодекса.

Эта тема считается особенно актуальной в наше время по одной неоспоримой причине: молодости украинского бизнеса, только покидающего период первоначального накопления капитала, с учетом характерным данному периоду издержек, возникает потребность общественного наблюдения и воспитания.

Принимая во внимание такую же незрелость, характерную украинской власти и общественным институтам, интерес к проблеме еще более возрастает.

Основной задачей является построение взаимоотношений в цепочке бизнес-общество-власть с нуля.

Поскольку сложно добиться высокого уровня ответственности бизнеса при безответственности власти и безответности населения.

Следовательно, возникает необходимость в построении эффективного государства, а также воспитании гражданского общества. Как видим, посредством решения проблем КСО можно выявить весь набор проблем при становлении новой Росии. Поэтому тема и является нами столь любимой.

Изучая взаимодействие бизнеса с обществом, ученные так и не установили общие и универсальные методы изучения явлений, связанных с данным понятием. Активные обсуждения этой темы, углубленный анализ КСО и попытки рассматривать ее концепцию как «поле» для научных исследований, не дало результатов.

Несмотря на это, многие научные журналы, национальные организации и ассоциации уделяют особое внимание вопросам, связанным с изучением вопросов объединения компаний с целью принятия ими дополнительной социальной ответственности. В следствии, вокруг исследования КСО сформировалась разветвленная инфраструктура. Институты гражданского общества потребовали прозрачности действий корпораций, тем самым, стараясь повлиять на сферу их социальной ответственности. Международные, межправительственные организации в данное время осуществляют разработку рекомендаций и стандартов КСО.

Марксизм появившийся в 40-е годы XIX столетия можно рассматривать как феномен в истории философии и экономики, идеи которого полностью снимают с бизнеса социальную ответственность. Марксистская теория предлагает концепцию в связи с которой основным интересом капиталиста как представителя капитала является прибавочная стоимость. Для капиталиста никто не имеет самостоятельного значения, а работники, потребители, государство используются исключительно для создания денежной формы и защиты её от третьих лиц. Актуально в связи с выше написанным следующее высказывание К. Маркса «Потребительная стоимость при товарном производстве вообще не представляет собой вещи, которую любят ради нее самой [3, с. 197].

Потребительные стоимости вообще производятся здесь лишь потому и постольку, поскольку они являются материальным субстратом, носителем меновой стоимости. И наш капиталист заботится о двоякого рода вещах.

Во-первых, он хочет произвести потребительную стоимость, обладающую меновой стоимостью, предмет, предназначенный для продажи, т.е. товар.

И, во-вторых, он хочет произвести товар, стоимость которого больше суммы стоимости средств производства и рабочей силы, на которые он авансировал на товарном рынке наличные деньги. Он хочет произвести не только потребительную стоимость, но и товар, не только потребительную стоимость, но и стоимость, и не только стоимость, но и прибавочную стоимость».

Поскольку организации не учитывают интересы общества и добровольно не принимают меры для повышения качества жизни рабочего персонала и их семей, основной проблемой с позиции экономической обоснованности является само определение КСО. Позиция К. Маркса показывает, что КСО, как и любой другой товар необходима для обмена, а не для пользования по назначению. Любой товар производится только в случае, если его рыночная стоимость превышает затраты на производство, от нужд покупателя, который диктует условия рынка, зависит что будет производиться.

Так как компании проявляют интерес в социально-ответственном поведении, объем денег которые выдают корпорации на социально-ответcвенные или экологические инициативы, постоянно увеличивается. Отсюда и вытекает что КСО это не функция и как концепция она очень даже интересна бизнесу.

В своих статьях Жижек писал: либералы отрицают противоречия в собственных суждениях.

Ядром их деятельности служит желание смягчить взаимосвязь работы с этими достижениями, которые были достигнуты в этап послевоенного расцвета, глобализировать и капитализировать социум.

Так же они призывают сотрудничать с работниками, бороться с бюрократией, поддерживать диалог и сотрудничать и при этом оставаться авангардом уникального режима накопления [4].

Генри Форд и Эндрю Карнеги, люди которые пожертвовали миллионы на благотворительность, несмотря на это они жестко сдерживали созданное рабочие движение.

Либералы в этом очень похожи на них. В этой теме мы приходим к идеям Маркса и тем ограничительным рамкам, в каковых присутствуют капиталисты.

Не имеет значения, какие силы они вкладывают в поиск выхода из своих же противоречий, они постоянно урезаны собственным миром гонки за прибылью, имеющей для них непосредственно важное значение.

Понятие корпоративной социальной ответственности возникло в конце XX века, оно еще не вполне устоялось и формулируется по-разному. Но неизменная суть его состоит в том, что бизнес должен вести себя прилично — по отношению к собственным работникам, государству, обществу, окружающей среде и потребителям своей продукции.

Корпоративно социальная ответственность сформировала вокруг себя множество институтов гражданского общества, которые потребовали от корпораций прозрачной деятельности, таким образом, общественность заставляла предприятия влиять на сферу социальной ответственности. Международные, межправительственные организации в данное время осуществляют разработку рекомендаций и стандартов КСО.

Для капиталиста никто не имеет самостоятельного значения, а работники, потребители, государство используются исключительно для создания денежной формы и защиты её от третьих лиц. И данные лица им необходимы исключительно для получения прибыли.

Позиция К. Маркса показывает, что КСО, как и любой другой товар необходима для обмена, а не для пользования по назначению. А как мы знаем любой товар, по мнению К. Маркса, производится в зависимости от потребностей рынка, который диктует условия, поэтому КСО является исключительно потребностью для комфортного функционирования любого предприятия.

 

Список литературы:
1. Ворс М. В., Социальная ответственность бизнеса: Философский анализ [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.bmstu.ru/assets/dissertations/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0_1.pdf – Заголовок с экрана
2. Каотский К.. Экономическое учение Карла Маркса. – М.: КомКнига, 2010. – 232 с.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 1. – М.: Эксмо, 2011. – 1200 с.
4. Петухов Константин Алексеевич Феномен корпоративной социальной ответственности в странах Запада // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №3. [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-v-stranah-zapada – Заголовок с экрана
5. Петухов Константин Алексеевич Феномен корпоративной социальной ответственности в странах Запада // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №3. [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-v-stranah-zapada – Заголовок с экрана