Статья:

Проблемы при маркировке товаров ввозимых на территорию Российской Федерации

Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Тарасова В.С. Проблемы при маркировке товаров ввозимых на территорию Российской Федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(26).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы при маркировке товаров ввозимых на территорию Российской Федерации

Тарасова Виктория Сергеевна
магистрант, Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы
Терехова Екатерина Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы

 

Запрет на оборот на территории РФ товаров с нарушением требований об обязательной маркировке установлен Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которому продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.[2]

Указанный Федеральный закон делегирует Правительству РФ полномочия по утверждению правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также по утверждению особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В соответствии с указанными полномочиями Правительство РФ вынесло Постановление от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» определяет общие правила маркировки и оборота товаров, подлежащих маркировке.

Согласно положениям указанного Постановления Правительства РФ участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. [3] При этом под вводом в оборот товара, ввозимого в РФ, понимается его выпуск таможенными органами для внутреннего потребления.

Однако правила маркировки для отдельных категорий продукции могут отличаться от общих правил, поскольку нормы, содержащиеся в Правилах и Положении, которые утверждены постановлением от 26.04.2019 № 515, применяются в случае, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, определяющими особенности маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров.

В случае отсутствия указанной нормы в будущем Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил маркировки парфюмерной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении парфюмерной продукции» и установления обязанности нанести средство идентификации до выпуска товаров для внутреннего потребления таможенные органы будут обязаны контролировать наличие средств идентификации на каждой товарной единице импортной парфюмерной продукции.

При этом у импортеров парфюмерной продукции останется 3 варианта для соблюдения правил маркировки:

1. На производстве на территории Евросоюза (далее – ЕС);

2. На транзитном складе в ЕС.

3. На таможенном складе, свободном складе или свободной таможенной зоне в РФ.

В Европе есть складские комплексы, оказывающие услуги маркировки и копакинга. Тем не менее, вариант нанесения маркировки на каждую единицу парфюмерной продукции на их территории и их силами представляется также мало реалистичным по следующим причинам.

Внедряемая система маркировки и прослеживаемости требует точного соотнесения каждого кода с конкретной товарной единицей. Нанесение средства идентификации на другую единицу продукцию из той же товарной партии приводит как минимум к неправильной маркировке, а как максимум к административной и/или уголовной ответственности за ввоз и оборот неправильно маркированной продукции на основании статьи 15.12,16.3 КоАП РФ и статьи 171.1 УК РФ.

В Европе не применяются системы физической прослеживаемости каждой товарной единицы. В связи с этим европейские склады не имеют опыта и системы контроля для точного нанесения кода маркировки/средства идентификации на строго определённую товарную единицу.

Учитывая указанные факторы, вероятность ошибки со стороны складских   провайдеров в Европе оценивается в десятки процентов.

В то же время российская компания-импортер не имеем полноценной возможности контроля и проверки товаров на этапе транзита вплоть до их прибытия на наш внутренний склад.

Кроме того, дополнительные операции по распаковке, маркировке и обратной упаковке, осуществляемые на этапе транзита, приводят к ухудшению качества упаковки продукции и к увеличению брака.

Указанные обстоятельства, делают маловероятной вариант нанесения маркировки на товарах предприятиями на транзитных складах в Европе.

Маркировать продукцию на таможенном складе возможно только с точки зрения законодательства, согласно которому с разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться операции по подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида.[1] Но реализовать на практике данный вариант практически невозможно, что вязано с их недостаточным количеством и отсутствием необходимых условий для оказания услуг по поштучному маркированию продукции.

Таким образом, компании – импортеры парфюмерной продукции не смогут воспользоваться таможенными складами для маркирования продукции, поскольку инфраструктура таможенных складов очевидно не готова к маркированию продукции на своих площадях.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее – СТЗ), на территории свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) допускается совершение любых операций, включая сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку товаров. [1] При этом использовать процедуру СТЗ могут только резиденты СЭЗ и только на территории немногочисленных СЭЗ.

Таким образом, данные варианты нанесения маркировки не применимы на практике, поскольку использовать процедуру СТЗ могут только резиденты СЭЗ и только на территории немногочисленных СЭЗ, а свободные склады в России вообще отсутствуют.

Таким образом, у предприятий (в частности компаний импортеров парфюмерной продукции) отрасли отсутствует реальная возможность физического нанесения маркировки на продукцию, кроме как после выпуска товара для внутреннего потребления.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза 
2. Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
3. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров"