Проблемы при маркировке товаров ввозимых на территорию Российской Федерации
Секция: Экономика
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы при маркировке товаров ввозимых на территорию Российской Федерации
Запрет на оборот на территории РФ товаров с нарушением требований об обязательной маркировке установлен Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которому продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.[2]
Указанный Федеральный закон делегирует Правительству РФ полномочия по утверждению правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также по утверждению особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В соответствии с указанными полномочиями Правительство РФ вынесло Постановление от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» определяет общие правила маркировки и оборота товаров, подлежащих маркировке.
Согласно положениям указанного Постановления Правительства РФ участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. [3] При этом под вводом в оборот товара, ввозимого в РФ, понимается его выпуск таможенными органами для внутреннего потребления.
Однако правила маркировки для отдельных категорий продукции могут отличаться от общих правил, поскольку нормы, содержащиеся в Правилах и Положении, которые утверждены постановлением от 26.04.2019 № 515, применяются в случае, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, определяющими особенности маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров.
В случае отсутствия указанной нормы в будущем Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил маркировки парфюмерной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении парфюмерной продукции» и установления обязанности нанести средство идентификации до выпуска товаров для внутреннего потребления таможенные органы будут обязаны контролировать наличие средств идентификации на каждой товарной единице импортной парфюмерной продукции.
При этом у импортеров парфюмерной продукции останется 3 варианта для соблюдения правил маркировки:
1. На производстве на территории Евросоюза (далее – ЕС);
2. На транзитном складе в ЕС.
3. На таможенном складе, свободном складе или свободной таможенной зоне в РФ.
В Европе есть складские комплексы, оказывающие услуги маркировки и копакинга. Тем не менее, вариант нанесения маркировки на каждую единицу парфюмерной продукции на их территории и их силами представляется также мало реалистичным по следующим причинам.
Внедряемая система маркировки и прослеживаемости требует точного соотнесения каждого кода с конкретной товарной единицей. Нанесение средства идентификации на другую единицу продукцию из той же товарной партии приводит как минимум к неправильной маркировке, а как максимум к административной и/или уголовной ответственности за ввоз и оборот неправильно маркированной продукции на основании статьи 15.12,16.3 КоАП РФ и статьи 171.1 УК РФ.
В Европе не применяются системы физической прослеживаемости каждой товарной единицы. В связи с этим европейские склады не имеют опыта и системы контроля для точного нанесения кода маркировки/средства идентификации на строго определённую товарную единицу.
Учитывая указанные факторы, вероятность ошибки со стороны складских провайдеров в Европе оценивается в десятки процентов.
В то же время российская компания-импортер не имеем полноценной возможности контроля и проверки товаров на этапе транзита вплоть до их прибытия на наш внутренний склад.
Кроме того, дополнительные операции по распаковке, маркировке и обратной упаковке, осуществляемые на этапе транзита, приводят к ухудшению качества упаковки продукции и к увеличению брака.
Указанные обстоятельства, делают маловероятной вариант нанесения маркировки на товарах предприятиями на транзитных складах в Европе.
Маркировать продукцию на таможенном складе возможно только с точки зрения законодательства, согласно которому с разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться операции по подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида.[1] Но реализовать на практике данный вариант практически невозможно, что вязано с их недостаточным количеством и отсутствием необходимых условий для оказания услуг по поштучному маркированию продукции.
Таким образом, компании – импортеры парфюмерной продукции не смогут воспользоваться таможенными складами для маркирования продукции, поскольку инфраструктура таможенных складов очевидно не готова к маркированию продукции на своих площадях.
В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее – СТЗ), на территории свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) допускается совершение любых операций, включая сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку товаров. [1] При этом использовать процедуру СТЗ могут только резиденты СЭЗ и только на территории немногочисленных СЭЗ.
Таким образом, данные варианты нанесения маркировки не применимы на практике, поскольку использовать процедуру СТЗ могут только резиденты СЭЗ и только на территории немногочисленных СЭЗ, а свободные склады в России вообще отсутствуют.
Таким образом, у предприятий (в частности компаний импортеров парфюмерной продукции) отрасли отсутствует реальная возможность физического нанесения маркировки на продукцию, кроме как после выпуска товара для внутреннего потребления.