Статья:

Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов и его значение в противодействии коррупционной преступности в сфере госзакупок

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ульшина И.В. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов и его значение в противодействии коррупционной преступности в сфере госзакупок // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов и его значение в противодействии коррупционной преступности в сфере госзакупок

Ульшина Ирина Владимировна
студент, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Рассмотрение вопроса о повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов необходимо начать с того, что преступность – очень динамичное явление. С развитием различных технологий и общественно-политической мысли, внедрением процессов глобализации появляются всё новые способы и методы совершения преступных деяний. В связи с этим перед сотрудниками правоохранительных органов появляется много трудностей и препятствий при раскрытии преступлений. Совершенствование системы навыков, знаний и умений, строго регламентированных законодательством профессиональных действий способствуют разрешению подобных ситуаций. Следовательно, для этого должна быть обеспечена своевременная деятельность по изменению законодательства и эффективно налаженная система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [6]. Совершение почти всех преступлений непосредственно связанно с корыстным умыслом. Безусловно, он же является главным рычагом совершения коррупционных преступлений в сфере госзакупок.

Обратившись к современному экономическому словарю, мы пришли к выводу, что государственные закупки представляют собой определенную совокупность товаров и услуг. Они могут непосредственно производиться в стране либо же закупаться Правительством, государственными органами в иностранных странах за счет средств госбюджета [3]. Примерами государственных закупок являются закупки какого-либо оборудования, техники, вооружения, а также закупка зерна, продовольствия, медикаментов, покупка автомобилей, строительство и многое другое. То есть таким образом государство удовлетворяет нужды собственного потребления и обеспечивает потребление населением [8].

На основании действующего законодательства госзакупки проводятся в виде тендеров, или открытых конкурсов. Существует специальный сайт, на котором представлена вся актуальная информация, в том числе списки участников, итоги и победители, а также указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Стоит подчеркнуть, что госзаказчик не обладает никакой информацией о том, кто предлагает те или иные условия. Для сохранения анонимности, поставщики получают посредством сайта госзакупок зашифрованные наименования. На наш взгляд данные положения носят декларативный характер, так как несмотря на их видимое существование, все равно нарушаются принципы открытости, прозрачности, добросовестности и свободы конкуренции, а также отсутствуют механизмы реализации прав и механизмы контроля за их соблюдением.

На данный момент существует ряд проблем и пробелов в законодательстве, которые порождают благоприятные условия для развития криминальной среды. Одними из них являются следующие: нечеткость и несогласованность правил распределения бюджетных средств, отсутствие действительно эффективного контроля за выполнением норм и правил размещения заказов, сложности информационного обеспечения размещения заказов и т.п. [4].

Существует несколько основным типов преступлений в сфере госзакупок. Первый – это те преступления, которые напрямую связанные с госзаказами. Своего рода «откат», заключающийся в предоставлении подрядчиком должностному лицу незаконного вознаграждения в размере части цены государственного контракта [5]. Также к противоправным действиям должностных лиц относится необоснованное завышение стоимости государственного контракта при объявлении о проведении закупочных процедур и другое.

Второй тип преступлений – преступления, имеющие коррупционную направленность. И третий (наиболее распространенный) - нецелевое расходование средств. По данным Счетной палаты в 2018 году объем выявленных нарушений в сфере госзакупок составил 293,7 млдр руб. Причем сама Счетная палата выделила следующие наиболее типичные нарушения: нарушения при определении и обосновании цены закупки (74,6%), нарушение сроков и условий исполнения контрактов (13,1%), неправомерное изменение условий контрактов (4,2%), неприменение мер ответственности по контракту (2,3%) и иные нарушения (5,8%). Всего за 2018 год было выявлено 2 261 нарушение.

Для сравнения, согласно статистике за 2008г. нецелевое использование бюджетных средств составило 1 965, 5млн. рублей, при этом в госбюджет было возвращено  687,2 млн. рублей [7].

Максим Рохмистров, аудитор Счетной палаты, считает, что «необходимо сформировать единую цифровую систему госзакупок, которая позволила бы заключать сделки в автоматическом режиме и выявлять контракты с высоким риском коррупционности». По его мнению, «только в этом случае закупки станут конкурентными, прозрачными и понятными» [7].  Подобного рода преступления подрывают доверие населения страны, препятствуют реализации общественных интересов, причиняется ущерб сотрудничеству с другими государствами, социальной и инвестиционной политике. Именно поэтому необходимо всеми возможными способами воздействовать на преступность в сфере госзакупок.

Однако появляются новые способы совершения коррупционных преступлений в сфере госзакупок. Правонарушители прибегаю к различным ухищрениям, которые ранее не были зафиксированы. К мошенническим действиям могут быть причастны не только представители заказчика, но и поставщики. Следовательно, создается в два раза больше новых методов незаконного обогащения средствами государственного бюджета. Сотрудники правоохранительных органов часто вводятся в заблуждение и расследование затягивается.

В связи с этим возникает потребность в высококвалифицированных и компетентных кадрах. Работа с ними требует комплексного подхода, т.к. решаются сразу несколько задач: управленческие, экономические, социальные, правовые, нравственные, психологические и другие.

На данный момент требуется развитие и повышение эффективности современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. На наш взгляд, в первую очередь необходима четкая нормативно-правовой базы, которая будет регулярно дополняться и обновляться. Должны быть поставлены точные цели, задачи, а также должны быть определены стратегии, пути и методы регулирования коррупционных действий в сфере госзакупок в соответствующих приказах и распоряжениях. Также необходимо создание такого документа, в котором будет отображена информация прямо регулирующая деятельность по повышению квалификации сотрудников. Требуется систематизация уже имеющегося отечественного опыта по раскрытию соответствующих преступлений, непосредственно мнения работников, их руководителей, а также опыт зарубежных стран. Стоит заметить, что на расследование любых преступлений, в том числе связанных с коррупцией, огромное влияние оказывает управленческий состав, именно поэтому в первую очередь следует уделять большее внимание повышению квалификации лиц, занимающих руководящие должности.  Из-за быстро меняющихся внешних и внутренних условий работы законодательства кадры нуждаются в предоставлении им качественной профессиональной подготовки. Именно поэтому к преподавательскому составу должны предъявляться высокие требования.

Высококвалифицированные сотрудники правоохранительных органов, расследуя коррупционные преступления в сфере госзакупок, непосредственно обеспечивают защиту прав и интересов государства, а, следовательно, и всех граждан. При этом соблюдается принцип законности, поддерживается правопорядок, правозащитники начинают пользоваться авторитетом у населения, что является одной из главных целей при повышении квалификации кадров.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СЗ РФ – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
2. Антонян, Ю. М. Криминология: учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Антонян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017.
3. Современный экономический словарь / под общ. ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. –  6-е изд., перераб. и доп. –  М. : ИНФРА-М, 2011.
4. Батюкова, В.Е. К вопросу о понятии коррупции// Противодействие преступлениям коррупционной направленности: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Николаю Сергеевичу Алексееву / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина. – М: Академия Следственного комитета РФ, 2016. – С. 36-39.
5. Иванова, В.О. Государственные закупки как инструмент «принуждения к инновациям» промышленного сектора экономики // Рос. предпринимательство. – 2013. – № 15. – С. 77 – 84.
6. Параносенков, П.М. Организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и ее правовое регулирование в современных условиях // Административное право и процесс – 2016. – № 11. – С. 52-54
7. Годовые отчеты // Счетная палата Российской Федерации: сайт. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/
8. Государственные закупки // Financial Guide – Всё о финансах: сайт. – Режим доступа: https://www.financialguide.ru/encyclopedia/goszakupki 
9. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов России в системе дополнительного профессионального образования, как эффективный педагогический инструмент формирования компетенций