Статья:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Денешева Д.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(304). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(304).pdf (дата обращения: 14.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денешева Дина Алиевна
магистрант, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Привалов Сергей Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Большинство положений действующего законодательства Российской Федерации, направленных на правовое регулирование тех или иных аспектов конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации, неразрывно связано с категорией «места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».

Достаточно указать, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее – ФЗ «О гарантиях прав КМН») действие данного федерального закона распространяется на «лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов» [1].

Соответственно, все нормы указанного федерального закона, в частности, определяющие полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; закрепляющие основополагающие права коренных малочисленных народов и гарантии их реализации, содержат «привязку» к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности таких народов.

На основании ч. 2 ст. 5 ФЗ «О гарантиях прав КМН» Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы, утверждается перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р [2].

В соответствии с ним, например, к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесен Алтайский край, а именно Бийский городской округ (поселок Нагорный), Красногорский и Солтонский муниципальные районы.

Однако, несмотря на включение в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации двух коренных малочисленных народов Северного Кавказа – абазин и шапсугов, а также перечня коренных малочисленных народов Республики Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Республика Дагестан в перечне мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации отсутствуют.

При этом в рассматриваемых нормативных правовых актах отсутствует и указание на возможность расширительного толкования данного перечня в части включения в его состав иных субъектов Российской Федерации и конкретных мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Между тем, например, в соответствии со ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 ноября 2001 г. № 27-РЗ «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» действие указанного нормативного правового акта распространяется на лиц, относящихся к народу абазин, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности народа абазин [3].

Таким образом, исходя из системного анализа вышеуказанных норм, следует закономерный вывод, что нормы ФЗ «О гарантиях КНМ» и многих других нормативных правовых актов федерального законодательства на коренные малочисленные народы Северного Кавказа не распространяются.

Более того, возникает коллизия правовых норм: единственный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, закрепляющий права коренного малочисленного народа Северного Кавказа, территориально действует в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности абазин, тогда как в соответствующем перечне таких мест Карачаево-Черкесская Республика отсутствует.

На основании вышеизложенного можно сформулировать вывод, что в действующих нормативных правовых актах, посредством которых осуществляется правовое регулирование правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации, существует серьезный пробел в части обеспечения реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Северного Кавказа.

На наш взгляд, наличие в законодательстве Российской Федерации подобного пробела правового регулирования не позволяет обеспечить эффективную реализацию прав и законных интересов коренных малочисленных народов Северного Кавказа и фактически приводит к несоблюдению ст. 69 Конституции РФ, закрепляющей государственные гарантии таких прав.

Представляется обоснованной необходимость внесения изменений в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в части включения в него трех субъектов Российской Федерации, на территориях которых в соответствии с единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации проживают такие народы (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика и Краснодарский край) с указанием конкретных районов их проживания.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 18. – ст. 2208; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2025).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р (ред. от 06.05.2024) «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20. – ст. 2493; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.03.2025).
3. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.11.2001 № 27-РЗ «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» // Доступ из СПС «Гарант».