Статья:

Правовое регулирование и современное состояние социально-правовой защиты государственных служащих уголовно-исполнительной системы

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Марков А.С. Правовое регулирование и современное состояние социально-правовой защиты государственных служащих уголовно-исполнительной системы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(68).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование и современное состояние социально-правовой защиты государственных служащих уголовно-исполнительной системы

Марков Александр Сергеевич
магистрант, Владимирский государственный университет, РФ, г. Владимир

 

Под правовой защитой государственных служащих УИС в специальной литературе понимают правотворческую и правоприменительную деятельность органов государственной власти, направленную на защиту политических, личных неимущественных прав государственных служащих, как особых субъектов правоохранительной деятельности [4].

Законодатель предусмотрел комплекс мер, направленных на защиту прав, интересов, имущества как самих сотрудников уголовно-исполнительной системы, так и их членов семей. Такая защита осуществляется как во время несения службы, так и вне ее.

На служащих УФСИН распространяются все гарантии правовой защиты закреплённые в Конституции РФ. Статья 46 Конституции гарантирует каждому, в том числе и сотруднику УИС, право на судебную защиту собственных прав и свобод, а также возможность обжалования решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, их должностных лиц. Конституционно закрепленной правовой гарантией выступает и возможность компенсации в судебном порядке причиненного служащим, наравне с другими гражданами, ущерба, причиненного в результате преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52 Конституции РФ).

Конституционные положения свое дальнейшее развитие получили в отраслевом и специальном законодательстве, регламентирующим вопросы государственной службы.

В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством служащие УИС, имеет право подать заявление в суд по месту своего жительства и службы, либо по месту нахождения учреждения УИС на неправомерные действия должностного лица. В рамках гражданского судопроизводства предусмотрена возможность возмещение причиненного государственному служащему морального вреда.

С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (федеральный закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ), значительно расширены пределы судебного контроля. Кодексом не только закреплены, но и детализированы возможности обжалования нормативных актов, неправомерных действий органов управления, приводящих к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

Меры специальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 20.04.1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» для  государственных служащих, уведомляющих представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

В случае причинения в связи с исполнением служебных обязанностей  вреда имуществу, принадлежащему служащему УИС (его близким родственникам) государством гарантируется возмещение причиненного вреда в полном объеме с последующим взысканием с причинителя вредя в порядке регресса  выплаченной за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета суммы.

Гарантии права на защиту содержит и ст. 32 Закона от 21.07.1993 N 5473-1  «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где прямо указано, что в качестве гарантии правовой защиты сотрудников УИС, как и всего персонала, установлено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы и члены их семей находятся под защитой государства  во время несения службы, равно как и во внеслужебное время. 

Законодатель установил императив на вмешательство кем бы то ни было в служебную деятельность служащих уголовно-исполнительной системы (исключение - органы и должностные лица, уполномоченные на то законом). В случае получения приказа или указания, который явно идет в разрез с законом, служащий УИС обязан принимать меры, соответствующие закону.

В целях обеспечения личной безопасности государственных служащих системы исполнения уголовных наказаний, равно как членов их семей не допускается обнародования в средствах массовой информации сведений о месте  их проживания, а  информация о прохождении службы в необходимых случаях может быть предоставлена сугубо с разрешения начальника учреждения, исполняющего наказание, следственного изолятора.

В качестве гарантий реализации права государственных служащих уголовно-исполнительной системы на защиту А.В. Зверев рассматривает правомерность действий в условиях крайней необходимости и при осуществлении необходимой обороны [3, с. 11].

В целях защиты, служащие УИС обеспечиваются оружием, а также специальными средствами индивидуальной защиты. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении норм обеспечения оружием, боеприпасами к нему и специальными средствами сотрудников уголовно-исполнительной системы» от 24.01.1994 г. N 40 в распоряжение служащих УИС могут предоставляться следующие средства защиты: пистолет ПМ, револьвер ТКБ-0216, патроны к ним, аэрозольная упаковка "Черемуха-1, др.  

Обеспечение реализации мер правовой и социальной защиты сотрудников УИС, в том числе, уволенных со службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью  должностных лиц органов, входящих в  уголовно- исполнительную систему.

Однако, несмотря на достаточно широкие правовые гарантии и способы защиты прав, свобод и интересов сотрудников УИС, на практике, законодательные нормы не всегда исполняются, что приводит к нарушению гарантированных прав сотрудников УИС, не редко вызывает негативное отношение к службе в органах исполнения уголовных наказаний и оттоку профессиональных кадров из ФСИН.

Так, служащий УИС К. во время занятия по физподготовке (согласно утвержденного графика занятий) на территории органа уголовно-исполнительной системы получил травму, которая была признана  на основании заключения служебной проверки и военно-врачебной комиссии, полученной при обстоятельствах, не связанных с исполнением служебных обязанностей. Судом исковые требования К. к УФСИН по Чувашской Республике - Чувашии удовлетворены (Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2017 N 31-КГ16-9).

В другом случае в результате ненадлежащего обеспечения безопасных условий труда сотруднику УФСИН был причинен материальный и моральный вред. Судом удовлетворены требования истца о компенсации морального вреда в размерах, определенных исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости (Апелляционное определение Псковского областного суда от 10.05.2012 по делу N 33-730/2012).

Как свидетельствуют результаты многочисленных социологических опросов достаточно большая часть сотрудников УИС не чувствуют себя защищенными, считают, что механизм правовой и социальной защиты требует своего совершенствования. Не в полной мере созданы и надлежащие условия службы, размеры заработной платы оставляют желать лучшего. Наибольшая степень неудов­летворенности служащих (77,9%) вызва­на уровнем заработной платы, (74,7%) не довольны санитарно-гигиеничес­кими условиями, состо­янием оборудования (71,6%), о пребывании в состоянии со­циальной и правовой незащи­щенности высказались 66,4% респондентов, режимом труда и отдыха вызывает негативное отношение у 58% служащих [2], 26,4 % не видят перспективы в улучшении жилищных условий, так как государство обеспечивает жильем лишь единицы сотрудников УИС, неудовлетворённость санитарно- курортным и медицинским лечением высказало 16,9 % [1, с.73-74]. Все это приводит к тому, что ежегодно из системы увольняется каждый десятый.

Среди причин такого положения в специальной литературе называют   неудовлетворительное осуществление контроля за правомер­ностью и справедливостью реализа­ции прав сотрудников на различные социальные выплаты, служебные надбавки, задерж­ки в их предоставлении, слабое знание законодательства, в том числе ведомственного лицами, отве­чающими за социальную поддержку работников УИС [5, с. 156].

Таким  образом, создание действенной системы правовых и социальных гарантий защиты служащих ФСИН в целях обеспечения их высокого социального статуса и повышение мотивации труда обозначено в качестве важнейшего направления проводимой в пенитенциарной системе Российской Федерации реформы. Однако, предусмотренные на различных уровнях механизмы государственной защиты служащих УИС не всегда срабатывают, что негативно влияет на престижность государственной службы и эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы.

Достижение поставленных целей не в малой степени зависит от  надлежащего обеспечения социальной и правовой поддержки сотрудников УИС и членов их семей в целях повышения статуса и авторитета службы в уголовно-исполнительной системе.

Принятие кардинальных мер, направленных на повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, приведение ее в соответствие с современными и перспективными потребностями общества, разрешение  вопросов социальной и правовой поддержки сотрудников УИС и членов их семей в целях повышения статуса и авторитета службы в уголовно-исполнительной системе, на наш взгляд, остаются на сегодня весьма актуальными. В этом направлении, безусловно проводятся определенные шаги. Так, с 01.10. 2019 г. Постановлением Правительства РФ «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» от 13.11.2019 N 1440 введены новые размеры месячных окладов сотрудников УИС РФ, складывающиеся из должностных окладов и окладов по специальным званиям. Однако механизм социально-правовой защиты должен быть эффективным на всех уровнях и направлениях защиты, что предполагает одновременное изменение ситуации в пенсионном обеспечении, налоговом стимулировании, жилищном и социально-бытового обеспечении, создании надлежащих и безопасных условий труда, обеспечения служащих УИС эффективными средствами физической защиты и т.д.

 

Список литературы:
1. Гайдай М.К. Служба в уголовно-исполнительной системе глазами ее сотрудников // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2016. № 2 (77). С. 70-77.
2. Гарантии правового статуса сотрудников УИС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://megaobuchalka.ru/7/47820.html. (дата обращения 11.11.2019)
3. Зверев А.В. Организационный механизм реализации правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2013. 23 с.
4. Макарова Н.Н. Организация деятельности уголовно-исполнительной системы по социальной и правовой защите персонала: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 319 с.
5. Огородников В.И., Корнийчук О.О. Анализ состояния социальной поддержки сотрудников УИС (по данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний (по городу Москве) // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С.  152-157.