Статья:

Правовая охрана атмосферного воздуха

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Недоконцев А.В. Правовая охрана атмосферного воздуха // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(23).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовая охрана атмосферного воздуха

Недоконцев Александр Витальевич
студент, Донской государственный технический университет, РФ, Ростов-на-Дону

 

LEGAL PROTECTION OF ATMOSPHERIC AIR

 

Alexander Nedokontsev

Student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В работе исследуется нормативно-правовые акты по охране атмосферного воздуха в российском праве. Рассмотрены проблемы в области охраны атмосферного воздуха. Проведен анализ нормативно-правовых актов и сделаны выводы.

Abstract. The paper investigates the normative-legal acts on the protection of atmospheric air in the Russian law. The problems in the field of atmospheric air protection are considered. The analysis of normative-legal acts is carried out and conclusions are drawn.

 

Ключевые слова: международное право, экологическая безопасность, конвенция, окружающая среда, экологическое право.

Keywords: international law, environmental safety, convention, environment, environmental law.

 

Введение. На сегодняшний день законы о контроле за выбросом в атмосферу вредных и загрязняющих веществ специально разрабатываются для обеспечения качественной защиты здоровья людей, зачастую это обеспечивается мерами сокращения или полной нейтрализации вредных веществ в воздухе. Существуют и много других нормативно-правовых актов, созданных для решения более обширных экологических проблем, таких как ограничения на химические вещества, которые имеют негативное влияние на озоновый слой, и воздействие углекислого газа на окружающую среду, решение проблемы кислотных дождей или изменения климата [1].

Усилия по правовому регулированию содержат в себе определение и классификацию загрязнителей воздуха, установление границ приемлемых уровней выбросов и определение необходимых или соответствующих технологий по минимизации последствий либо устранению данных последствий.

Основная часть. Регулирование качества воздуха должно определяться и закрепляться в нормативно-правовых актах ведомств, отвечающих за природную охрану[6]. Стандарты качества окружающей среды (КОС) устанавливают уровень допустимого загрязнения, это одна из главных ролей в защите здоровья людей и природных экосистем. В России к процедуре установления и утверждения стандартов привлекаются компетентные природоохранные и санитарные органы. Большинство стандартов основано на предположении о нулевом риске для здоровья человека и применяются к качеству воды, воздуха, почвы и продуктов питания. Россия начала создавать стандарты гигиены в 1922 году (в начале советского периода), когда были определены первые три критерия загрязнения и установлены регулируемые значения для рабочей зоны они же Декрет «О санитарных органах Республики». В 1925 году было целых десять стандартов. В 1940-х годах началось составление предельно допустимых концентраций (ПДК) для химических веществ в атмосферном воздухе, затем в питьевой воде, промысловых водах, почве и пищевых продуктах. В дополнение к ПДК в качестве временно допустимых концентраций используются так называемые «ориентировочно безопасные уровни воздействия».

Стандарты качества воздуха так же могут определять допустимые пределы содержания в воздухе опасных веществ, как в промышленных, так и в жилых районах.

Законы о качестве воздуха часто могут быть в виде определённых запретов [2]. Запреты оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий из-за которых происходит загрязнение воздуха. В качестве примера можно взять запрет или ограничение на сжигание древесины в то время, когда уровень загрязнения воздуха слишком высок [3]. Но более наглядным и ярким примером будет служить полный запрет дихлордифторметана (фреона), который использовали в обычных автомобильных кондиционерах. Исследования показали, что дихлордифторметан (фреон) представляет серьёзную угрозу для озонового слоя земли, в результате протечек данного вещества из автомобильных кондиционеров происходит его попадание в атмосферу, где он под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца разлагается. Получившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном тем самым разрушая его. Производство дихлордифторметана (фреона) было запрещено из-за комплекса ограничений принятых в Монреальском протоколе к Венской конвенции об охране озонового слоя [4].

Так же законы в праве предъявлять определенные требования для информационных технологий.

Методы сбора информации могут включать в себя исследование атмосферного воздуха на наличие загрязняющих веществ, конкретное отслеживание источников выбросов или сбор другой обширной информации, из которой может быть получена информация о качестве воздуха [5].

Выводы. Сторонники закона о качестве воздуха утверждают, что они повлияли на значительное сокращение загрязнения воздуха, так же способствовали его значительному сокращению выбросов вредных веществ, что привело к сопутствующим выгодам для здоровья человека и окружающей среды, даже в условиях масштабного экономического роста и увеличения использования автотранспортных средств[7]. С другой стороны, могут возникнуть противоречия по поводу предполагаемой стоимости дополнительных нормативных стандартов.

Многие из этих стандартов считаются чрезмерно идеализированными, поэтому недостижимыми из-за их философии «нулевого риска». Если решения должны приниматься на основе управления рисками, для разных мест должны быть приняты новые стандарты окружающей среды, а количество регулируемых загрязняющих веществ должно быть ограничено теми, которые можно эффективно контролировать.

К сожалению, задержка в реформировании системы MAC поддерживает нетронутой советскую практику навязывания нормативных требований, но затем пренебрегает их соблюдением.

Пилотное внедрение «максимально допустимого опасного воздействия» (известного как ПДВВ) для водных объектов отразило растущее понимание того, что система ПДК должна быть реформирована. В 2003 году Российский научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха разработал методологию расчета ПДВВ. ПДВВ отражает максимально допустимую массу конкретных химикатов, которую может получить водоем или атмосферный воздух. Предполагается, что значения ПДВВ будут рассчитываться на основе классификации состояния окружающей среды, атмосферного воздуха и водных объектов, и использоваться для установления предельных значений выбросов.

 

Список литературы:
1. Исакова Ю. И. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю. И. Исакова, М.В. Пчельников – Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2015. – 152 c.
2. Ахатов А. Г. Экология и международное право- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 512 с.
3. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" N-96 ФЗ от 04.05.1999 // КонсультантПлюс.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.1995 N 526 "О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой" // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.1995, N 23, ст. 2230.
5. Пчельников М.В. Право на благоприятную окружающую среду как основа современной национальной экологической политики // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-17 апр. 2015 г. Минск, 2015. С. 294-295.
6. Сагирян, И.Г. Научная публикация студента. / И.Г. Сагирян, Ю.И. Исакова, и др. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 – 56с.
7. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г.