Статья:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА КАК СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ

Конференция: CCXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сальникова А.Д. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА КАК СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(238). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(238).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА КАК СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ

Сальникова Анастасия Дмитриевна
студент, ФГБОУВО Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Ермолаева Елена Вячеславовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУВО Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

THE MAIN PROBLEMS THAT ARISE IN THE APPLICATION OF A GUARANTEE AS A WAY TO ENSURE THE FULFILLMENT OF THE OBLIGATION TO PAY CUSTOMS DUTIES AND TAXES

 

Anastasia Salnikova

Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk

Elena Ermolaeva

Scientific supervisor, Ph.D. legal Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Обеспечение уплаты таможенных платежей на данном этапе развития российской экономики является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как следствие, стабильности всей финансовой системы государства. Развитие обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой одно из основных направлений стратегии развития таможенной службы Российской Федерации, которое предполагает ускорение и упрощение совершения таможенных операций и применения таможенных процедур. Статья посвящена такому способу обеспечения исполнения обязательства, как поручительство, рассматриваются общетеоретические положения, проблемы и перспективы применения поручительства как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Abstract. Ensuring the payment of customs duties at this stage of the development of the Russian economy is the most effective guarantee of filling the state treasury and, as a result, the stability of the entire financial system of the state. The development of customs payment security is one of the main directions of the development strategy of the customs service of the Russian Federation, which involves speeding up and simplifying customs operations and the application of customs procedures. The article is devoted to such a way of ensuring the fulfillment of an obligation as a guarantee, general theoretical provisions, problems and prospects of using a guarantee as a way of ensuring the fulfillment of the obligation to pay customs duties are considered.

 

Ключевые слова: поручительство; таможенные платежи; кредитор; проблемы.

Keywords: surety; customs payments; creditor; problems.

 

Обеспечение уплаты таможенных платежей на данном этапе развития российской экономики является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как следствие, стабильности всей финансовой системы государства. Наличие между сторонами обязательственных правоотношений еще не гарантирует их надлежащее исполнение, при этом имущественный ущерб всегда несет кредитор. Его зависимость от возможного противоправного поведения должника компенсируется ответственностью последнего, которая представляет собою форму косвенного принуждения к исполнению. В целях предупреждения и минимизации неблагоприятных последствий кредитор вступает в соответствующие обеспечительные правоотношения. Одним из таких правоотношений является правоотношение поручительства.

Поручительство, наряду с залогом, является классическим способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. [1] Его преимущество, как известно, заключается в том, что заранее определено лицо, которое будет нести ответственность за надлежащее исполнение обязательства. Поручительство используется обычно в том случае, когда у должника недостаточно средств и возможностей для исполнения обязательства перед кредитором. Поручительство представляет собой достаточно обособленный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, который имеет свои характерные особенности.

Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем. К правоотношениям, связанным с заключением договора поручительства, выполнением обязательств, обеспеченных поручительством, представлением поручителю требования, прекращением поручительства, применяются положения гражданского законодательства РФ и настоящего Федерального закона.

Примерные формы договоров поручительства в сфере таможенного дела определены приказом ФТС России от 19.10.2011 № 2140 «Об утверждении примерных форм договоров поручительства, заключаемых на основании генеральных договоров поручительства» В соответствии с договором поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за неисполнение последним его обязательства полностью или в части.

Практическое значение того, что обязательство поручителя состоит именно в ответственности за неисполнение должником основного обязательства, весьма велико.

Например, от этого зависит объем ответственности. Так, объем ответственности поручителя может составлять лишь часть объема ответственности должника или ограничиваться уплатой твердой денежной суммы, тогда как если бы в обязанности поручителя входило нести ответственность по долгам должника, он должен был бы исполнить обязательство в полном объеме.

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 № 78 утверждены критерии, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем.

В частности, размер зарегистрированного уставного капитала у поручителя должен быть равным 350 млн рублей.

Статья 62 Федерального закона от 20.04.2021 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» определяет порядок и этапы применения поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.[ 2]

Первый этап - направление лицом, желающим стать поручителем, в таможенный орган предложения о заключении договора поручительства. Вместе с указанным предложением представляется в двух экземплярах проект договора поручительства, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, а также согласие плательщика таможенных пошлин, налогов с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.

Второй этап - рассмотрение предложения таможенными органами.

Предложение заключить договор поручительства рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

Третий этап - принятие таможенным органом решения. В случае заключения договора поручительства таможенный орган выдает плательщику таможенных пошлин и налогов таможенный приходный ордер.

Для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов нескольких лиц заключение с поручителем договора поручительства по обязательствам таких лиц может осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

К числу проблем, возникающих при применении поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, относятся:

1. Проблема анализа достоверности предоставляемых поручителем данных по его финансовому положению. Предоставление поручительства включает в себя широкий спектр условий, установленных Правительством РФ, большая часть которых затрагивает внутреннюю среду организации в экономической сфере.[3] В этом случае стоит особое внимание уделять на следующие документы: бухгалтерская отчетность юридического лица, отчетность по налогам и сборам, а также отчетность об остатках на банковских счетах.

Вследствие этого вся предоставляемая информация должна быть достоверной, но это не всегда является таковым. Основная опасность, которую должны исключить таможенные органы при рассмотрении договора поручительства, состоит в том, что при наступлении договорных обязательств поручителя, он не будет способен уплатить проценты за нарушение сроков уплаты обеспеченных таможенных платежей. Основные же платежи будут погашены банком, который гарантирует исполнение обязательств поручителя перед ФТС.

2. Законодательные ограничения в отношении лица, являющегося поручителем. Как было указано ранее, Правительством РФ разработан список условий, которые позволяют юридическому лицу стать поручителем, однако, некоторые из этих ограничений можно изменить в целях расширения возможного спектра поручителей. А именно – в части доходов, уставного капитала и других финансовых возможностей юридического лица.

В данном случае, следует разработать прогрессивную шкалу, представляющую собой градацию, определяющую, при какой сумме обеспечения требуется тот или иной пакет документов, подтверждающий финансовые возможности поручителя. А именно – чем больше сумма, подвергающаяся обеспечению, тем более крупными доходами, уставным капиталом и т.д. должен обладать возможный поручитель. Создание данной шкалы расширит спектр поручителей для малых сумм таможенных пошлин и налогов, подвергающихся обеспечению, и, соответственно, сузит перечень поручителей для крупных сумм обеспечения.

3. Институт поручительства смежный – гражданско-правовой и таможенный, его применение не во всех случаях эффективно для целей таможенного регулирования, ввиду защиты в отношениях поручительства, прежде всего, интересов поручителей, а не таможенных органов. Поэтому не всегда получается обеспечить этому институту уплату таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей. Следовательно, стоит сменить вектор развития данного института в пользу таможенного органа, так как данный орган является государственным и все вырученные финансовые средства с платежей, налогов и сборов идут непосредственно в государственный бюджет Российской Федерации, что непременно способствует ускорению развития национальной экономики.

4. Длительность процедуры предоставления поручительства. Данная проблема, относится к участнику ВЭД, впервые выбирающему поручительство, как способ предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. В процессе предоставления поручительства должен быть проведен анализ большого количества информации о поручителе, получение поручителем банковской гарантии и другие факторы, сказывающиеся на сроках осуществления данного процесса.

Ускорить данный процесс можно только в контексте применения цифровых технологий и оптимизации рисков для таможенных органов, путем изменения процедуры проверки поручителя. В отношении первого направления часть аспектов учтены в Федеральном законе № 289 от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 289 ) , основными из которых являются:

1. Применение законодательства об электронной подписи в разрезе оформления договора поручительства между таможенным органом и поручителем. ФЗ № 289 вводит возможность направления в таможенные органы электронного документа. Одновременно с этим исчезает необходимость направления в таможенный орган двух экземпляров проекта договора поручительства.

2. ФЗ № 289 определяет, что проект договора поручительства может быть направлен в различные таможенные органы в зависимости от обстоятельств при­менения поручительства.

3. ФЗ № 289 не ограничивает срок действия договора поручительства двумя годами, как это было в Федеральном законе № 311 от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

4. Новым условием применения поручительства является возможность получения поручителем банковской гарантии от Внешэкономбанка или Евразийского банка развития.

5. ФЗ № 289 вводит новое условие, согласно которому поручителем может быть юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении второго направления безболезненного решения данной проблемы не существует. Поэтому в обозримом будущем единственным выходом для участника внешнеэкономической деятельности среднего и малого бизнеса будет являться выбор иного способа обеспечения.

Таким образом, можно сделать вывод, что, как и многие вопросы в таможенном деле, поручительство имеет свои минусы и плюсы, также ряд проблемных вопросов, которые могут быть решены, а именно, если рассматривать вариант проверки поручительства, то данный процесс может затянуться лишь из-за того, что таможенный орган не может быстро и своевременно получить полную информацию о юридическом лице, всё происходит через третьих лиц.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023);
2. Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
3. Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 № 78 "О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 717";
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 20.04.2021) "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".