Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Конференция: CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дубровская А.Л., Конюшко Е.Д. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(212). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(212).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Дубровская Анжелика Леонидовна
студент, Белорусский Государственный Экономический Университет, Беларусь, г. Минск
Конюшко Екатерина Дмитриевна
студент, Белорусский Государственный Экономический Университет, Беларусь, г. Минск
Антонова Ольга Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский Государственный Экономический Университет, Беларусь, г. Минск

 

Вопрос борьбы с преступностью всегда требовал повышенного внимания со стороны как государственных органов, так и юристов, ученых. Безусловно, от достаточного объема практического опыта и от качества профессиональной подготовки следователя –  зависит эффективность и результатив­ность борьбы с преступностью. Также, важнейшим условием является согласованность действий следователя и органа дознания при взаимодействии, которая заключается в одновременном или последовательном проведении оперативно-розыскных и следственных действий. Необходимо отметить, что предварительное следствие в Республике Беларусь осуществляют не органы предварительного следствия (которыми в соответствии с п. 21 ст. 6 УПК Республики Беларусь являются Следственный комитет Республики Беларусь, следственные подразделения органов государственной безопасности), а следователи этих органов (ст. 180 УПК Республики Беларусь) [3].

На данный момент, ст. 186 Уголовно-процессуального кодекса содержит конкретный перечень следственных действий, которые могут осуществлять органы дознания на этапе предварительного следствия. Конкретно в ч. 4 данной статьи закреплено положение, согласно которому, после передачи уголовного дела следователю органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, могут производить по нему следственные и другие процессуальные действия, проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя [3].

Основываясь на вышеописанном, следует акцентировать внимание на отсутствие в законодательстве Республики Беларусь положения, закрепляющего именно условия, при которых поручение о производстве следственных, оперативно-розыскных или иных процессуальных действий может быть дано органу дознания. Ввиду этого, необходимо внести в Уголовно-процессуальный кодекс конкретные условия, при которых следователь отдела Следственного комитета может давать поручения о производстве следственных действий органу дознания. Например, при отсутствии возможности у следователя провести такие действия лично и (или) при необходимости сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий или производства нескольких следственных действий одновременно [1, с. 91]. Считается необходимым внесение в уголовно-процессуальное законодательство предлагаемых условий, в связи с тем, что следственные действия, осуществляемые следователем, требуют особой квалификации и непосредственного восприятия им информации. Так, например, А.А Белый, в своем труде излагает мнение, что органу дознания не должны поручаться такие следственные действия, как осмотр места происшествия и трупа, допросы подозреваемых и освидетельствование [2, с. 9]. Соглашаясь с данным рассуждением, следует отметить важным, что следственные действия требуют глубоких знаний материалов дела, при их проведении обнаруживаются важные данные для раскрытия преступления. В связи с этим, следственные действия должны производится самим следователем, при отсутствии определенных оснований для передачи производства следственных, оперативно-розыскных или иных процессуальных действий органу дознания.

В последние годы была закреплена возможность применения видеотехнологий в уголовном судопроизводстве. На данный момент, в законодательстве Республики Беларусь также предусмотрена такая возможность, на это указывает ст. 2241 уголовно-процессуального кодекса, которая закрепляет возможность проведения Допроса потерпевшего, свидетеля, очной ставки, а также предъявление для опознания лиц и (или) объектов с участием потерпевшего или свидетеля с помощью видео-конференц-связи в конкретных случаях. В настоящее время, правом проведения следственных действий с использованием видео-конференц-связи наделен только следователь. Однако, имеет место дискуссия на этот счет, так как есть необходимость предоставления такого права лицу, производящему дознание [4, с. 51-52], так считает белорусский ученый-юрист Шкаплеров Ю.П. В силу ч. 1 ст. 186 УПК Республики Беларусь допрос потерпевших и свидетелей, предъявление для опознания - относятся к числу неотложных следственных действий, которые могут проводиться в ходе дознания по возбужденному уголовному делу до его передачи следователю, поэтому данная точка зрения о необходимости предоставления возможности использования видео-конференц-связи при осуществлении своей деятельности лицу, производящему дознание, является целесообразной. Конечно, необходимо подчеркнуть, что следователь поручает должностному лицу фиксацию хода и результатов следственного действия и проведение видеозаписи, а при наличии соответствующих ходатайств воспроизведение видеозаписи участникам. Также, ему поручается составление протокола следственного действия, который позже он должен отправить следователю для приобщения к материалам уголовного дела.

Возвращаясь к вопросу о проведении видео-конференц-связи, следует упомянуть, что следователь должен иметь возможность наблюдать за психологическим состоянием участника следственного действия, его реакцией. Например, через экран монитора сложнее наблюдать за физиологическими реакциями. Трудно определить, такие критерии, как: учащение или замедление дыхания, потоотделение, слюноотделение, учащенное моргание, дрожь в голосе, изменение тембра и мимики. Также, при дистанционном общении могут быть технические неполадки, которые значительно затруднят задачи, выполняемые следователем. Например, искажение звука и видеосигнала, наличие посторонних звуков на фоне и низкое качество картинки – зачастую являются трудностями проведении видео-конференц-связи. При технических сбоях, следователю необходимо детально помнить все, что было сказано допрашиваемым ранее, что, несомненно, трудная задача, а также помнить все реакции допрашиваемого, особенно те, которые могли заставить следователя усомниться в правдивости его показаний.

Резюмируя вышеизложенное, на данный момент, в Республике Беларусь существует необходимость усовершенствования предварительного следствия, которое, несомненно, является неотъемлемой частью уголовного процесса. Прежде всего, раскрытие и расследование преступлений является совместной деятельностью следователя и органов дознания. Объективно, устранить существующие пробелы в осуществлении предварительного следствия, можно путем совершенствования действующего законодательства, а также практики совместного сотрудничества данных органов. Также, к вопросу об использовании видео-конференц-связи, следует отметить, что она предлагает большое количество положительных моментов, один из основных — возможность производства допроса потерпевшего, свидетеля, очной ставки или возможность предъявления для опознания лиц, находящихся не в месте производства следственного действия. Это прямым образом может отразиться на сроке расследования уголовного дела, но, при этом, следователю необходимо быть уверенным в целесообразности принятого решения, потому как, при если возникают сомнения в возможности достижения результата, то, конечно, лучше поручить производство следственного действия следователю по месту нахождения участников.

 

Список литературы:
1. Бекетов, М.Ю. Следователь органов внутренних дел и милиция: взаимодействие при расследовании преступлений: учеб. пособие / М.Ю. Бекетов; под ред. О.А. Галустьяна. – М.: Щит-М, 2004. – 91 с.
2. Белый, А.А. Некоторые вопросы взаимодействия военных следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / А.А. Белый // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2008. – № 5. – 9 c.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июля 1999 г., № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одоб. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 марта 2023 г. // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023. 
4. Шкаплеров Ю.П. Проведение следственных действий с использованием систем видео-конференц-связи в уголовном процессе Республики Беларусь // Предварительное расследование. 2017. № 2. С. 49-54.