ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Конференция: CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Вопрос борьбы с преступностью всегда требовал повышенного внимания со стороны как государственных органов, так и юристов, ученых. Безусловно, от достаточного объема практического опыта и от качества профессиональной подготовки следователя – зависит эффективность и результативность борьбы с преступностью. Также, важнейшим условием является согласованность действий следователя и органа дознания при взаимодействии, которая заключается в одновременном или последовательном проведении оперативно-розыскных и следственных действий. Необходимо отметить, что предварительное следствие в Республике Беларусь осуществляют не органы предварительного следствия (которыми в соответствии с п. 21 ст. 6 УПК Республики Беларусь являются Следственный комитет Республики Беларусь, следственные подразделения органов государственной безопасности), а следователи этих органов (ст. 180 УПК Республики Беларусь) [3].
На данный момент, ст. 186 Уголовно-процессуального кодекса содержит конкретный перечень следственных действий, которые могут осуществлять органы дознания на этапе предварительного следствия. Конкретно в ч. 4 данной статьи закреплено положение, согласно которому, после передачи уголовного дела следователю органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, могут производить по нему следственные и другие процессуальные действия, проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя [3].
Основываясь на вышеописанном, следует акцентировать внимание на отсутствие в законодательстве Республики Беларусь положения, закрепляющего именно условия, при которых поручение о производстве следственных, оперативно-розыскных или иных процессуальных действий может быть дано органу дознания. Ввиду этого, необходимо внести в Уголовно-процессуальный кодекс конкретные условия, при которых следователь отдела Следственного комитета может давать поручения о производстве следственных действий органу дознания. Например, при отсутствии возможности у следователя провести такие действия лично и (или) при необходимости сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий или производства нескольких следственных действий одновременно [1, с. 91]. Считается необходимым внесение в уголовно-процессуальное законодательство предлагаемых условий, в связи с тем, что следственные действия, осуществляемые следователем, требуют особой квалификации и непосредственного восприятия им информации. Так, например, А.А Белый, в своем труде излагает мнение, что органу дознания не должны поручаться такие следственные действия, как осмотр места происшествия и трупа, допросы подозреваемых и освидетельствование [2, с. 9]. Соглашаясь с данным рассуждением, следует отметить важным, что следственные действия требуют глубоких знаний материалов дела, при их проведении обнаруживаются важные данные для раскрытия преступления. В связи с этим, следственные действия должны производится самим следователем, при отсутствии определенных оснований для передачи производства следственных, оперативно-розыскных или иных процессуальных действий органу дознания.
В последние годы была закреплена возможность применения видеотехнологий в уголовном судопроизводстве. На данный момент, в законодательстве Республики Беларусь также предусмотрена такая возможность, на это указывает ст. 2241 уголовно-процессуального кодекса, которая закрепляет возможность проведения Допроса потерпевшего, свидетеля, очной ставки, а также предъявление для опознания лиц и (или) объектов с участием потерпевшего или свидетеля с помощью видео-конференц-связи в конкретных случаях. В настоящее время, правом проведения следственных действий с использованием видео-конференц-связи наделен только следователь. Однако, имеет место дискуссия на этот счет, так как есть необходимость предоставления такого права лицу, производящему дознание [4, с. 51-52], так считает белорусский ученый-юрист Шкаплеров Ю.П. В силу ч. 1 ст. 186 УПК Республики Беларусь допрос потерпевших и свидетелей, предъявление для опознания - относятся к числу неотложных следственных действий, которые могут проводиться в ходе дознания по возбужденному уголовному делу до его передачи следователю, поэтому данная точка зрения о необходимости предоставления возможности использования видео-конференц-связи при осуществлении своей деятельности лицу, производящему дознание, является целесообразной. Конечно, необходимо подчеркнуть, что следователь поручает должностному лицу фиксацию хода и результатов следственного действия и проведение видеозаписи, а при наличии соответствующих ходатайств воспроизведение видеозаписи участникам. Также, ему поручается составление протокола следственного действия, который позже он должен отправить следователю для приобщения к материалам уголовного дела.
Возвращаясь к вопросу о проведении видео-конференц-связи, следует упомянуть, что следователь должен иметь возможность наблюдать за психологическим состоянием участника следственного действия, его реакцией. Например, через экран монитора сложнее наблюдать за физиологическими реакциями. Трудно определить, такие критерии, как: учащение или замедление дыхания, потоотделение, слюноотделение, учащенное моргание, дрожь в голосе, изменение тембра и мимики. Также, при дистанционном общении могут быть технические неполадки, которые значительно затруднят задачи, выполняемые следователем. Например, искажение звука и видеосигнала, наличие посторонних звуков на фоне и низкое качество картинки – зачастую являются трудностями проведении видео-конференц-связи. При технических сбоях, следователю необходимо детально помнить все, что было сказано допрашиваемым ранее, что, несомненно, трудная задача, а также помнить все реакции допрашиваемого, особенно те, которые могли заставить следователя усомниться в правдивости его показаний.
Резюмируя вышеизложенное, на данный момент, в Республике Беларусь существует необходимость усовершенствования предварительного следствия, которое, несомненно, является неотъемлемой частью уголовного процесса. Прежде всего, раскрытие и расследование преступлений является совместной деятельностью следователя и органов дознания. Объективно, устранить существующие пробелы в осуществлении предварительного следствия, можно путем совершенствования действующего законодательства, а также практики совместного сотрудничества данных органов. Также, к вопросу об использовании видео-конференц-связи, следует отметить, что она предлагает большое количество положительных моментов, один из основных — возможность производства допроса потерпевшего, свидетеля, очной ставки или возможность предъявления для опознания лиц, находящихся не в месте производства следственного действия. Это прямым образом может отразиться на сроке расследования уголовного дела, но, при этом, следователю необходимо быть уверенным в целесообразности принятого решения, потому как, при если возникают сомнения в возможности достижения результата, то, конечно, лучше поручить производство следственного действия следователю по месту нахождения участников.