Формирование единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе: правовые аспекты
Конференция: CXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе: правовые аспекты
Аннотация. Статья посвящена анализу основных нормативно-правовых актов, регулирующих процесс формирования Единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the main regulatory legal acts governing the process of forming the Common Transport Space in the Eurasian Economic Union.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Единое транспортное пространство, скоординированная (согласованная) транспортная политика.
Keywords: Eurasian Economic Union, Unified Transport Space, coordinated transport policy.
В настоящее время в условиях глобализации современного мира особую актуальность приобретают проблемы интеграции государств с целью взаимовыгодного сотрудничества. Одним из динамично развивающихся интеграционных объединений является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства. Договор о ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в городе Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и вступил в силу 1 января 2015 года [1]. Помимо этих трех государств, членами Союза также стали Республика Армения и Кыргызская Республика.
В рамках Евразийского региона важнейшей интеграционной сферой является транспортный сектор. Однако существуют серьезные барьеры, связанные с отличием в транспортном законодательстве каждого государства-участника ЕАЭС. Для устранения данных барьеров применяются законодательные инструменты, которые направлены на совершенствование нормативно-правовой (законодательный) базы механизма в соответствии международным правом и в соответствии с национальным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза. Решение транспортных проблем в ЕАЭС направлено на формирование единого транспортного пространства и единой системы управления транспортной отраслью на региональном уровне.
Формирование Единого транспортного пространства (ЕТП) еще до создания Таможенного союза (ТС) в 2010 г. и Единого экономического пространства (ЕЭП) в 2012 г. России, Белоруссии и Казахстана являлось одной из приоритетных задач Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В рамках ЕврАзЭС были приняты основополагающие нормативно-правовые документы, направленные на развитие ЕТП и транспортное обеспечение процессов экономической интеграции, в частности: Концепция формирования Единого транспортного пространства ЕврАзЭС (утверждена решением Межгосударственного совета Сообщества от 25 января 2008 г. № 374 на уровне глав правительств); Соглашение о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС (24 марта 2005 г.); перечень базовых документов в сфере транспортной деятельности, рекомендуемых к применению при формировании договорной правовой базы Единого транспортного пространства ЕврАзЭС (26 ноября 2009 г.).
В связи с началом функционирования ЕАЭС 1 января 2015 г. перед Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) была поставлена цель проведения скоординированной (согласованной) транспортной политики, основной целью реализации которой является обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства. Определение единого транспортного пространства закреплено в Договоре о ЕАЭС, как совокупность транспортных систем государств-членов, в рамках которой обеспечиваются беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств, их технологическая и техническая совместимость, основанная на гармонизированном законодательстве государств-членов в сфере транспорта [1]. Поэтапное формирование единого транспортного пространства должно осуществляться на основе принципов конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности, экологичности. Важным документом в сфере создания и правового регулирования ЕТП в ЕАЭС является Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 №19 «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза» [2].
Согласно положениям данного документа государства-участники ЕАЭС осуществляют меры, направленные на:
- повышение эффективности транспортной интеграции в рамках Союза;
- интеграцию транспортных систем в мировую транспортную систему;
- устранение национальных барьеров в правовом регулировании транспорта;
- осуществление совместных транспортных и инфраструктурных проектов.
В этом документе предусмотрены особые планы мероприятий (дорожные карты), которые позволят участникам Союза формировать единое транспортное пространство и создавать общий рынок транспортных услуг ЕАЭС. К основным приоритетным задачам, предусмотренным данными трехлетними планами, относятся гармонизация транспортного законодательства, создание благоприятных условий для роста грузопотоков в рамках внутрисоюзной и внешней торговли, осуществление крупных внутрисоюзных и международных транспортных проектов и программ.
Государствами-участниками Евразийского экономического союза планируется до 2025 года создать единое транспортное пространство и снять ограничения на осуществление перевозок всеми видами транспорта в границах территорий стран Союза. В результате реализации поставленных целей можно выделить положительные эффекты; для экономик стран-членов ЕАЭС; для населения стран-членов ЕАЭС; для бизнес-сообществ стран-членов ЕАЭС.
Однако необходимо отметить, что процесс создания единого транспортного пространства в ЕАЭС сложный и продолжительный, так как транспортно-экономические интересы и уровень развития транспортных систем в каждом государстве-члене Союза различны [7]. Также к проблемным вопросам, возникающим при формировании ЕТП, следует отнести: различия в правовом регулировании транспортной деятельности и в технических требованиях государств-членов ЕАЭС; достаточно высокий уровень износа транспортных средств и транспортной инфраструктуры, что влияет на качество оказываемых транспортных услуг; государства-участники Союза пока не полностью используют свое выгодное географическое положение и имеющийся транзитный потенциал. В настоящее время одной из ключевых глобальных проблем является ситуация с распространением коронавируса COVID-19. В сложившихся условиях все страны ЕАЭС вынуждены были серьезно ограничить деловую, производственную и интеграционную активность. В заключение необходимо отметить, что только благодаря сотрудничеству стран-участниц ЕАЭС в сфере транспорта возможно формирование единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе, а также создание интегрированной системы управления транспортным комплексом данного объединения, что позволит получить целый ряд социально-экономических эффектов, которые будут связаны с повышением результативности интеграционных процессов на транспорте, гармонизацией регулирования и снятием барьеров для поставщиков транспортных услуг.