О проблемах получения имущественных налоговых вычетов при покупке недвижимости
Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
О проблемах получения имущественных налоговых вычетов при покупке недвижимости
В соответствии с пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) по налогу на доходы физических лиц гражданам РФ предоставлено право на применение имущественных налоговых вычетов. Имущественные налоговые вычеты связаны, прежде всего, с приобретением недвижимости. Так, при покупке квартиры, жилого дома или земельного участка гражданин — налоговый резидент РФ вправе уменьшить сумму налогооблагаемых доходов, а вследствие этого, — сумму НДФЛ, подлежащей уплате в бюджетную систему РФ.
Существует две категории расходов, по которым может заявляться налоговый вычет. Первая категория — фактически произведенные расходы на новое строительство либо приобретение жилья на территории РФ. Вторая категория — фактически произведенные расходы на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на новое строительство либо приобретение жилья на территории РФ. Данные имущественные вычеты имеют социальное значение. Таким образом государство стимулирует граждан к улучшению своих жилищных условий [4, с. 42].
Система имущественных налоговых вычетов в нашей стране еще не получила должного развития, но необходимость в решении этой проблемы давно уже назрела. Об этом пишет и Коростелева В.В [1, с. 37]. Рассмотрим данную ситуацию через порядок предоставления имущественного вычета при покупке недвижимости.
В соответствии с НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется либо налоговым органом, либо налоговым агентом. В любом случае изначально налогоплательщик подает пакет документов в налоговый орган. Это значит, что инициатива в получении налогового вычета принадлежит гражданину. На мой взгляд, данный порядок не учитывает всех современных реалий. Так, далеко не все граждане знают о своем праве на получение налоговых вычетов. Юридическая малограмотность населения также влечет необходимость разъяснения порядка получения данного вычета каждому обратившемуся гражданину. На это затрачивается определенное время.
Далее в соответствии с НК РФ гражданин представляет в налоговый орган пакет документов:
- заявление установленной формы;
- документы, подтверждающие право на недвижимость;
- налоговую декларацию;
- документы, подтверждающие произведенные расходы.
При этом здесь необходимо учесть два момента.
Перед тем как обратиться в налоговый орган, гражданину необходимо получить документ, подтверждающий право на недвижимость. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» [5] и п. 5.1.2 Постановления Правительства РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» [3] данную выписку из ЕГРП по недвижимости предоставляет Росреестр.
Данный факт напоминает ситуацию с получением государственных услуг до создания многофункциональных центров, когда человеку, для того чтобы обратиться за получением государственной услуги в одном органе, необходимо было получить государственную услугу в другом органе. На мой взгляд, логичнее было бы в данной ситуации наладить взаимодействие между налоговыми органами и территориальными органами Росреестра. Так налоговые органы могли бы сами получать всю необходимую информацию о недвижимости из Росреестра, не тратя время на её проверку, так как данная информация поступала бы сразу из первоисточника.
Второй момент, на который необходимо обратить внимание, — это заполнение гражданами налоговой декларации. В соответствии с НК РФ имущественный налоговый вычет гражданам предоставляется только один раз. Большинство граждан в повседневной жизни не часто сталкивается с налоговыми декларациями, и поэтому не имеет опыта их заполнения. Помимо этого, у граждан, в отличие от юридического лица, нет в штате бухгалтера или юриста, которые могли бы правильно заполнить декларацию. Следовательно, скорее всего, в исчислении суммы налога при заполнении налоговой декларации гражданами будут допущены ошибки. Это, в свою очередь, порождает увеличение объема работы как налоговых органов (проведение проверок, направление уведомлений и т. д.), так и самих граждан (заполнение уточненных налоговых деклараций). Это всё создает негативную обстановку, порождает нежелание налогоплательщика разбираться с исчислением суммы налогов, а также способствует снижению работоспособности налогового инспектора.
Для решения данной проблемы предлагается упростить порядок заполнения налоговой декларации по НДФЛ путем издания «более простых и понятных инструкций для налогоплательщиков» [2, с. 180]. Однако я считаю, что для решения вышеизложенных проблем необходимо принимать комплексные меры. Предлагаю упростить весь порядок получения имущественных налоговых вычетов. Для начала необходимо начать с Росреестра. При регистрации сделки с недвижимостью Росреестр может передавать данную информацию налоговому органу. Далее налоговый орган, используя предоставленную ему информацию, может выбрать тех граждан, у которых есть право на имущественный налоговый вычет. Затем в личные кабинеты данных граждан-налогоплательщиков направить стандартное предложение воспользоваться этим правом. Так гражданин может сам решить, в каком налоговом периоде ему воспользоваться имущественным налоговым вычетом и по какому объекту. И, если налогоплательщик примет предложение налогового органа, то последний может сам оформить имущественный налоговый вычет. Ведь в штате налогового органа присутствуют работники, которые разбираются в порядке предоставления налоговых вычетов в силу своих профессиональных обязанностей.
Таким образом, данный порядок получения имущественных налоговых вычетов привел бы к следующим положительным изменениям:
1) все налогоплательщики, которые соответствуют определенным условиям, знали бы о своем праве на получение имущественного налогового вычета;
2) налогоплательщики, имеющие право на имущественный налоговый вычет, тратили бы меньше времени и сил, так как не заполняли бы налоговые декларации, в том числе уточненные, а также не брали бы выписку из ЕГРП в Росреестре;
3) налоговый орган тратил меньшее количество времени при проведении данной процедуры, так как не проверял бы информацию, полученную о правах на недвижимость из Росреестра, не разъяснял бы порядок проведения данной процедуры каждому налогоплательщику, не проверял бы правильность заполнения налоговой декларации. Помимо этого, работник налогового органа избавился бы от излишней бумажной работы.
Таким образом, для работы рассмотренного мною механизма предоставления имущественных налоговых вычетов предлагаю издать административный регламент ФНС, регулирующий порядок направления предложения о реализации права на имущественный налоговый вычет налогоплательщикам по НДФЛ, а также внести изменения в статью 220 НК РФ в части процедуры получения имущественных налоговых вычетов.