ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Diana Dudarova
Master of Law Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Irina Fedotova
Research Supervisor, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. Данная статья посвящена анализу текущего состояния правового поля по регулированию оборота криптовалюты в Российской Федерации. В статье рассматриваются мнения различных органов власти о правовом статусе криптовалюты. Также проводится анализ основного нормативного правового акта, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении операций с цифровыми активами.
Abstract. This article is devoted to the analysis of the current state of the legal field for regulating the turnover of cryptocurrencies in the Russian Federation. The article discusses the opinions of various authorities on the legal status of cryptocurrencies. The analysis of the main regulatory legal act regulating the relations arising in the course of operations with digital assets is also carried out.
Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалюта, правовое регулирование, цифровые активы, денежные суррогаты.
Keywords: digital currency, cryptocurrency, legal regulation, digital assets, money surrogates.
Начало 2021 года связано со значительным ростом рынка криптовалют. С начала 2021 года капитализация рынка криптовалют возросла почти в три раза, курсы многих разновидностей криптовалют побили свои исторические максимумы. В настоящий период времени почти не осталось ни одного рынка финансовых услуг, где не использовался бы тот или иной вид криптовалют, при этом вне зависимости от отношения данного государства к указанному явлению. Российская Федерация здесь не исключение, и в этой связи большую необходимость приобретает правовое урегулирование отношений, возникающих при использовании криптовалют, так как данные отношения в нашей стране никак не регулируются. Создание правового регулирования оборота и хранения криптовалюты будет способствовать развитию общих цифровых технологий и способствовать успешной реализации национальной политики России в области цифрового экономического развития.
Одними из главных причин необходимости урегулирования данных отношений является то, что отсутствие мер правового регулирования оборота криптовалют может привести к серьезным последствиям в виде использования криптовалюты, как средства уклонения от уплаты налогов. Использование криптовалюты в преступных целях, так как все операции, связанные с использованием и оборотом криптовалюты, осуществляется анонимно, отследить все эти операции будет невозможно. Также это повлияет и на появление новых преступных схем по отмыванию денежных средств.
Необходимо подчеркнуть и о противоречивых позициях государственных органов по вопросу оборота криптовалюты. В 2014 году Центральный Банк России резко негативно высказался по поводу оборота криптовалюты и назвал цифровую валюту неким денежным суррогатом, использование, которого не допускается в соответствии с ФЗ №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и может способствовать финансированию терроризма. Банк России указал и на то, что операции с данной валютой носят спекулятивный характер, и несут высокий риск потери стоимости. [1] Генеральная прокуратура РФ указала на незаконность использования данного средства платежа и подчеркнула, что любые операции с криптовалютой на территории Российской Федерации будут рассматриваться преступными и будет влечь уголовную ответственность для всех участников данных правоотношений. Но в 2017 году можно увидеть более положительное мнение Министерства финансов РФ, которое было изложено в письме Минфина России от 13.10.2017 № 03-04-05/66994, в котором говорится о том, что необходимо рассматривать сделки, совершаемые с биткоинами, как объекты налогообложения. Позицию Минфина России можно рассматривать, как некое одобрение на совершение операций с криптовалютой, так как налогообложению подлежат только правомерные сделки.
3 октября 2016 года ФНС России опубликовало официальное письмо, в котором также был рассмотрен правовой статус криптовалюты на территории Российской Федерации. В письме было указано, что в современном российском законодательстве не закреплены легальные понятия «криптовалюта», «денежный суррогат» и «виртуальная валюта». Отсутствие точных определений данных понятий, по мнению ФНС России, затрудняет правовое регулирование операций с криптовалютой, т. к. налоговые органы не получают информацию об операциях с криптовалютой и не могут отслеживать их осуществление на территории Российской Федерации.
Мнение же судебных органов очень осторожно к подходам определения криптовалюты, очень часто в практике судебные органы указывают на запрет операций с цифровой валютой и согласны с мнением Центрального Банка. Например, в Кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2021 N 88а-16543/2021, суд ссылается на разъяснения Банка России от 27 января 2014 года и говорит о том, что у виртуальных валют отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, операции по ним носят спекулятивный характер. [10]
Одним из важнейших законов в правовом поле криптовалюты и иных видов цифровой валюты на территории РФ является принятый 22 июля 2020 года ФЗ №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах»). Он вступил в силу с 1 января 2021 года и содержит в себе положения, определяющие значение цифровых финансовых активов, и закрепляет значение цифровой валюты. Цифровые финансовые активы могут выступать в качестве объекта залога и сделок купли-продажи. Кроме того, их возможно использовать и для обменных операций, в том числе и на другие виды цифровых ценных бумаг.
Также закреплены требования для операторов обмена цифровых финансовых активов, ими могут выступать кредитные организации, биржи, а также юридические лица, которые соответствуют требованиям данного закона. Обязательным условием осуществления деятельности по осуществлению этих операций является то, что эти организации должны быть зарегистрированы в реестре Банка России. Биржи, банки, блокчейн-платформы должны получить лицензию на осуществление всех разрешенных операций с цифровыми финансовыми активами, для этого их уставный капитал должен составлять не менее 50 млн. рублей. Цифровые валюты, согласно законодательству, могут выступать в качестве платежного средства, но они не могут быть использованы в качестве средства оплаты товаров или услуг, т.к. криптовалюты на территории РФ не являются государственной денежной единицей.
Следует отметить, что правовой надзор за криптовалютой и технологией блокчейн является важной частью цифрового экономического развития Российской Федерации. В связи с этим на законодательном уровне необходимо продолжить разработку нормативных правовых актов, регулирующих оборот финансовых цифровых активов и цифровых валют в Российской Федерации. Необходимо восполнить пробел в законодательстве Российской Федерации по определению правового определения криптовалюты как самостоятельного объекта гражданского права, чтобы криптовалюта уже могла быть обособленным имуществом. Большая часть ученых соглашается с мнением, что сегодня криптовалюта в Российской Федерации не является объектом гражданского прав, тем самым часть граждан Российской Федерации, которые имеют в собственности такой актив, лишаются судебной и государственной защиты.
Также необходимо признать несостоятельным и ссылку на нормативные правовые акты, разъяснительного характера, касающегося оборота на территории России криптовалюты, чаще всего, как было высказано выше ссылаются на Информационное письмо Центрального банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», как мы видим суды также нередко ссылаются в своих решениях на данное разъяснение. При этом необходимо подчеркнуть, что данные положения не являются законом, а являются субъективным мнением отдельного органа власти.
Таким образом, «в настоящее время законодателю необходимо признать, что криптовалюта - это уже не призрачная перспектива, а объективное экономическое и правовое явление, требующее создания оптимальных правовых условий для своего развития». [8]
Вышеизложенное хотелось бы резюмировать следующим. Российская Федерация уже стремится принятию законодательных актов, которые смогут определить понятие «криптовалюты» и установить ее место в системе нашего законодательства. Воплощение в реальность этих проектов может снять большую часть спорных правовых вопросах, возникающих во многих отраслях права по поводу оборота криптовалюты и поможет сформировать приемлемую для всех участников рынка оборота криптовалюты положительную правоприменительную практику.