Договор розничной купли-продажи: особенности
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Договор розничной купли-продажи: особенности
Целью исследования были выявить особенности договора розничной купли продажи, которые выделяют данный договор среди других гражданско-правовых договоров. Задачами исследования были проанализировать нормативно правовую базу, специальную литературу, сравнить полученные результаты и сделать выводы. В данной работе основными методами исследования были: сравнительный метод, анализ, методы индукции, дедукции и синтеза. Результат исследования показал, что договор розничной купли продажи имеет ряд особенностей, которые выделяют данный договор среди других гражданско-правовых договор, с помощью которых договор розничной купли продажи отличается от других гражданско-правовых договоров.
В статье 492 ГК РФ дается определение договору, по которому одна сторона предприниматель либо коммерческая организация, выступающая в качестве продавца, которая осуществляет реализацию товара в розницу, обязуется передать товар, а покупатель обязуется принять этот товар и оплатить. При чем, эта обязанность продавца, не указанна в данной статье, но она подразумевается. Товар должен быть предназначен для личных, домашних, бытовых, семейных и иных целях, но не связан с профессиональной и предпринимательской деятельности.
В гражданском кодексе Российской Федерации приводиться несколько видов договоров, кратко перечислим их:
1. Договор с условием, по которому передача вещи осуществляется в срок, определенный соглашением. Если же покупатель (потребитель) не примет в этот промежуток времени товар, то договор будет считаться не заключенный, при этом расходы на содержание имущества включаются в этот договор.
2. Осуществление продажи через автоматы. При таком осуществлении продаж, законодатель ставит условие, о необходимости довести до сведения покупателя (потребителя) все существенные условия: информацию о своем наименовании, месте нахождении, действия, которые необходимо совершить, чтоб заключить договор.
3. Договор, который включает доставку товара до покупателя (потребителя). Договор исполняется с момента вручения вещи, в установленный срок сторонами.
4. Договор, в котором покупатель является нанимателем вещи, до тех пор, пока не выплатит продавцу стоимость товара. С момента оплаты, право собственности переходит покупателю.
5. Продажа товара с использованием описаний, каталогов, образцов. При этом виде, покупатель знакомиться только с представленными образцами, не имея возможности ознакомиться с приобретаемой вещью (товаром) в момент заключения договора.
Перечислим некоторые особенности договора, которые выделяют этот договор среди других:
1) С одной стороны договора всегда выступает покупатель (потребитель), лицо, которое приобретает товар, не связанный с профессиональной, предпринимательской деятельностью, а для личных, семейных, бытовых и иных целей. С другой же стороны выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в качестве таковых, в установленном законом порядке. Если на стороне того, кто оказывает услуги по продаже товаров, выступает не коммерческая организация либо физическое лицо, а также в качестве покупателя (потребителя) окажется лицо, которое приобретает товар, с целью для профессиональной, предпринимательской деятельности, то такой договор, не входит в данный вид. Если на стороне покупателя будет физическое лицо, то к такому договору применяется дополнительно Федеральный закон «о защите прав потребителя» [5], потребитель – человек в науке гражданского права является не защищенной стороной, который в большинстве случае не имеет познаний в области приобретаемой вещи (товара). Законодатель по этой причине защищает его интересы.
2) Договора с участием потребителя всегда являются возмездными, то есть, одна сторона получает встречное представление, плату за исполнение своих обязательств.
3) Данный договор являются договором присоединения, то есть, покупатель (потребитель), заключая договор, присоединяется к договору в целом. Другая сторона может определять условия договора по своему усмотрению, но даже в не которых договорам, эта свобода может ограничиваться нормативно правовыми актами.
4) Коммерческая организация, индивидуальный предприниматель не вправе отдавать предпочтения кому-либо из покупателей (потребителей), устанавливать различные цены, условия. Если это не является обязательным в соответствии с нормативно правовыми актами.
5) Публичная оферта, то есть, предложение заключить договор с любым лицом, которое отзовется на это предложение.
6) Данный договор являются публичными, то есть, устанавливает обязанность заключить договор субъектам предпринимательской деятельности по реализации товаров в отношении каждого покупателя (потребителя), кто обратился к ним. Если же они уклоняются от заключения договора, то покупатель (потребитель) в праве в судебном порядке понудить заключить договор. Отказ в заключении договора возможен, если невозможно на данный момент продать товар (отсутствие необходимого товара, отсутствие специалистов), форс мажорные ситуации и иные уважительные причины.
7) Существенным условием в договоре является предмет. Предметом договоров в отличие от других договоров является только товар. Под товаром нужно понимать любые вещи, которые не изъяты из гражданского оборота, которые не связанны с предпринимательской, с профессиональной деятельностью. Цена так же является необходимым условием при заключении договора, покупатель должен расплатиться с продавцом по той цене, которая была объявлена ему.
8) Договор будет считаться заключенным с момента, когда стороны договорились по всем существенным условиям, то есть, обязательные условия, которые указанны в нормативно правовых актах и другие, консенсуальным. Передача товара может осуществляться в другом месте и в другое время.
9) Договор заключается в устной форме, письменной, когда выдается квитанция, конклюдентной (в автоматах).
10) Регулируются специальными нормативно правовыми актами, нормами ГК РФ, Федеральным законом «О защите прав потребителей» [5].