Статья:

ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ КОМИССИЙ

Конференция: LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Плотникова М.С. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ КОМИССИЙ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(60). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(60).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ КОМИССИЙ

Плотникова Мария Сергеевна
магистрант, Сибирский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, юрисконсульт Федеральной ювелирной сети «585*Золотой», РФ, г. Новосибирск
Ильин Андрей Владимирович
научный руководитель,

 

Аннотация. Данная научная статья содержит мнение и перспективы развития налоговый комиссий как еще одного механизма налоговой системы по эффективной деятельности и повышению сборов, а также механику работы налоговых комиссий и проблему отсутствия их законодательного регулирования.

 

Ключевые слова: налоги, налогоплательщики, защита прав налогоплательщиков, государственная политика, налоговая политика, налоговая комиссия, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка.

 

Введение

В законодательстве Российской Федерации исчерпывающе регламентирована область налоговой политики, способы и меры осуществления сбора налогов и контроля осуществления обязанностей по уплате налогов. Налоговый Кодекс Российской Федерации дает исчерпывающий перечень задач, функций, форм и методов деятельности налоговых органов, порядок проведения налогового контроля. В настоящее время все большее распространение получила практика налоговых органов по созданию налоговых комиссий, при которых налогоплательщиков вызывают в налоговый орган для личной беседы.

Каким образом происходит законодательное урегулирование данного процесса налогового контроля, насколько оно правомерно и можно ли считать данный вид налогового контроля произвольным вмешательством в экономическую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей?

Основная часть

Теория налогообложения и построенные на этом нормы права признают законодательное урегулирование процесса налогового контроля как обеспечительную меру для поддержания баланса частных и публичных интересов в государстве, при этом обеспечивая защиту интересов налогоплательщиков.

Задачи, функции, формы и методы деятельности налоговых органов, а также порядок проведения налогового контроля требуют нормативного обеспечения. Законодательное регулирование налогового контроля обусловлено связанностью налогового органа законом и недопустимости произвольного вмешательства в экономическую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей.

В теории налогообложения общепризнано, что именно законодательное урегулирование процесса налогового контроля обеспечивает баланс частных и публичных интересов в налоговых отношениях, а также защиту прав налогоплательщиков. Поэтому в налоговой системе России камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки достаточно подробно регламентированы Налоговым кодексом.

Налоговые проверки необходимы для соблюдения налогового законодательства, они позволяют в полной мере изучить деятельность налогоплательщиков и оценить правильность уплаты налогов и сборов. При этом камеральная налоговая проверка проходит в штатном режиме абсолютно для всех организаций после сдачи налоговой декларации, а выездная проверка осуществляется для тех налогоплательщиков, которые привлекли внимание налоговых органов по какому-либо признаку или стоит в плане проверок.

Вместе с тем, помимо камеральных и выездных проверок, налоговые органы стремятся осуществлять налоговый контроль в форме, не предусмотренной Налоговым кодексом, вне рамок закона, и для улучшения статистической отчетности, замещают ежегодно сокращающиеся масштабы выездных налоговых проверок деятельностью различных комиссий, куда под предлогом дачи пояснений для личной беседы вызывается налогоплательщик либо его представитель.

В документации налоговых органов такого рода комиссии декларируются как актуализация и совершенствование налоговой базы, при этом основная цель – увеличение налоговых поступлений с помощью побуждения и давления на налогоплательщика. При этом налоговые инспекторы в большинстве случаев административными способами выясняют любые бухгалтерские факты и несоответствия налоговой декларации и намекают на инициацию детальной и выездной налоговой проверки, предлагая налогоплательщику добровольно предоставить уточненную налоговую декларацию и доплатить налоги.

Так как это явление относительно новое и еще никак законодательно не закреплено или не запрещено, многие авторы высказывают субъективные точки зрения относительно налоговых комиссий либо в положительном ключе, либо в отрицательном. Но факт остается, фактом, пока в Налоговом Кодексе нет регламента проведения налоговых комиссий, у налоговых органов нет и ограничений относительно механики проведения данного налогового инструмента.

Сложно предсказать, заменят ли налоговые комиссии основные налоговые проверки, так как трудно отрицать тот факт, что они достаточно эффективны в плане повышения налоговых сборов, либо же они будут работать в комплексе с уже законодательно закрепленными налоговыми проверками, тогда их необходимо включить в Налоговый Кодекс как дополнительный инструмент влияния или стимулирования налогоплательщиков.

В данный момент в период законодательной неопределенности в связи с проведение налоговых комиссий четко виден факт отрицательного влияния данного механизма на частную собственность налогоплательщика и ущемляет его права на судебную защиту, ведь факт принуждения к доплате налогов, административные инструменты со стороны налоговых органов сложно доказуемо и выходит за рамки правового поля.

Налоговые комиссии могут рассматриваться как ограничение свободы предпринимательства, во время из проведения могут наблюдаться злоупотребления полномочиями и как следствие искаженные сведения налоговой базы и неточное определение суммы налогов, которые должны поступить в бюджет государства.

При личном общении налогового инспектора и налогоплательщика нельзя исключать человеческий и коррупционный факторы, поэтому при минимизации общения, которые можно заменить электронными методам работы, налоговые органы могут увеличить эффективность и справедливое начисление налоговой базы.

При этом, исключая личное общение не имеется ввиду упразднение налоговых проверок, наоборот, повышение их эффективности и выявление налоговых преступлений, доначисление налогов и сокращение недобросовестных налогоплательщиков является приоритетной задачей налоговых органов. Только механизмы налогового контроля должны быть максимально прозрачными и понятными для налоговых органов и налогоплательщиков, исключая пробелы на законодательном уровне.

Заключение

В каждом случае изменения налогового законодательства важно сохранять баланс частных и публичных интересов налоговых правоотношений, поэтому налоговые комиссии не должны нарушать интересы частной собственности и интересов налогоплательщиков. Вероятная поправка в Налоговый Кодекс, норма, касающаяся налоговых комиссий обязательно должна содержать точный порядок, сроки и полномочия налоговых органов, а также меры защиты и урегулирования конфликтных ситуаций с налогоплательщиками.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
2. Вачугов И.В. Уклонение от уплаты налогов, как составляющая теневой экономики: рост или сокращение // Налоги и налогообложение. – 2019. – № 6. – С. 39–49.