ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Секция: Юриспруденция
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Аннотация. В понятие «градостроительство» входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом. Нормативно-правовая база, регулирующая градостроительные отношения: Градостроительный кодекс Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; Жилищный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данной статье изучены изменения, внесенные в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также определена основная проблема данной отрасли на сегодняшний день – проблема определения состава поселений, нуждающихся в разработке генеральных планов, и реформирования подхода к ней, представлены пути ее решения.
Ключевые слова: градостроительная деятельность, правовая система регулирования, генеральные планы.
Под градостроительством понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного развития территорий и поселений, с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных и других особенностей конкретных территорий. В понятие «градостроительство» входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом.
Нормативно-правовая база, регулирующая градостроительные отношения: Градостроительный кодекс Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления полномочия в области градостроительной деятельности; Земельный кодекс Российской Федерации определяет правила землепользования и застройки; Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере.
Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 124-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В целях упрощения порядка реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений при строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распространяются также на строительство, реконструкцию магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, объектов промышленной, социальной и иной инфраструктуры, перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.
Актуальность реформирования системы регулирования градостроительной деятельности в стране начинает пониматься не только профессионалами. Это понимание проявилась, в частности, начавшимся обсуждением вопроса об организации разработки генеральных планов городов.
Для европейских стран с высочайшим уровнем сложившейся урбанизации эта проблема просто перестала быть актуальной. Ориентация на отказ от разработки генеральных планов в России может стать продолжением использования зарубежного опыта. Он уже привел к появлению в действующем Градостроительном кодексе положений, успевших нанести значительный вред стране.
В современных условиях в России действительно нет необходимости организации массового обновления генеральных планов городов. Однако градостроительному освоению ее территории предстоит продолжаться десятилетия. Проблема определения состава поселений, нуждающихся в разработке генеральных планов, и реформирования подхода к ней достаточно актуальна. Понимание этого профессионалами и представителями органов власти проявилось, в частности, проведением Институтом генерального плана Москвы и ВШЭ конференции на тему «Нужен ли генеральный план?». Профессионально компетентный ответ на этот вопрос, по моему мнению, был дан в докладе, который сделал на ней А.Н. Колонтай.
Нормативное регулирование градостроительной деятельности продолжает осуществляться такими же типами свода правил (СП), как и в советские времена, что в изменившихся условиях стало анахронизмом и тормозом для использования инновационных подходов. Все более актуальным становится переход к принятию системы нормативных актов, определяющих характер требований к компонентам процесса, обеспечивающего поддержание высокого качества конечной продукции градостроительной деятельности.
Президентом Российской Федерации обозначена потребность в прорыве в ее развитии. Удовлетворение этой потребности практически не может быть осуществлено без компетентного решения задач пространственной организации обустройства ее территории градостроительной деятельностью, осуществляемой на профессиональной основе.
Осуществление прорыва в этой сфере в сложившихся условиях должно начинаться с обновления действующих и принятия новых нормативных актов, устанавливающих:
– правовой статус всех типов территориальных объектов;
– требования к структуре содержания, технологии разработки, качеству документов территориального планирования и градостроительного зонирования на каждом из их территориальных уровней;
– требования к порядку организации подготовки и принятия нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность, документов территориального планирования и градостроительного зонирования на каждом из их территориальных уровней;
– требования к порядку организации информационного обеспечения градостроительной деятельности, контроля соблюдения положений действующих нормативных актов, положений утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
– требования к организации подготовки и повышения квалификации кадров, начиная с получения ими образования в учебных заведениях и завершая оформлением специальными профессиональными органами официального статуса квалификации профессиональных участников градостроительной деятельности.
Соответственно, потребуются проведение необходимых научно-исследовательских работ, подготовка пособий и рекомендаций.