Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Михайлова Т.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(73). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(73).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Михайлова Татьяна Александровна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В понятие «градостроительство» входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом. Нормативно-правовая база, регулирующая градостроительные отношения: Градостроительный кодекс Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; Жилищный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данной статье изучены изменения, внесенные в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также определена основная проблема данной отрасли на сегодняшний день – проблема определения состава поселений, нуждающихся в разработке генеральных планов, и реформирования подхода к ней, представлены пути ее решения.

 

Ключевые слова: градостроительная деятельность, правовая система регулирования, генеральные планы.

 

Под градостроительством понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного развития территорий и поселений, с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных и других особенностей конкретных территорий. В понятие «градостроительство» входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и инженерно-техническое переоснащение существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капитальным ремонтом.

Нормативно-правовая база, регулирующая градостроительные отношения: Градостроительный кодекс Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления полномочия в области градостроительной деятельности; Земельный кодекс Российской Федерации определяет правила землепользования и застройки; Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов местного самоуправления в градостроительной сфере.

Федеральным законом от 1 мая 2022 года № 124-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В целях упрощения порядка реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений при строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распространяются также на строительство, реконструкцию магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, объектов промышленной, социальной и иной инфраструктуры, перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.

Актуальность реформирования системы регулирования градостроительной деятельности в стране начинает пониматься не только профессионалами. Это понимание проявилась, в частности, начавшимся обсуждением вопроса об организации разработки генеральных планов городов.

Для европейских стран с высочайшим уровнем сложившейся урбанизации эта проблема просто перестала быть актуальной. Ориентация на отказ от разработки генеральных планов в России может стать продолжением использования зарубежного опыта. Он уже привел к появлению в действующем Градостроительном кодексе положений, успевших нанести значительный вред стране.

В современных условиях в России действительно нет необходимости организации массового обновления генеральных планов городов. Однако градостроительному освоению ее территории предстоит продолжаться десятилетия. Проблема определения состава поселений, нуждающихся в разработке генеральных планов, и реформирования подхода к ней достаточно актуальна. Понимание этого профессионалами и представителями органов власти проявилось, в частности, проведением Институтом генерального плана Москвы и ВШЭ конференции на тему «Нужен ли генеральный план?». Профессионально компетентный ответ на этот вопрос, по моему мнению, был дан в докладе, который сделал на ней А.Н. Колонтай.

Нормативное регулирование градостроительной деятельности продолжает осуществляться такими же типами свода правил (СП), как и в советские времена, что в изменившихся условиях стало анахронизмом и тормозом для использования инновационных подходов. Все более актуальным становится переход к принятию системы нормативных актов, определяющих характер требований к компонентам процесса, обеспечивающего поддержание высокого качества конечной продукции градостроительной деятельности.

Президентом Российской Федерации обозначена потребность в прорыве в ее развитии. Удовлетворение этой потребности практически не может быть осуществлено без компетентного решения задач пространственной организации обустройства ее территории градостроительной деятельностью, осуществляемой на профессиональной основе.

Осуществление прорыва в этой сфере в сложившихся условиях должно начинаться с обновления действующих и принятия новых нормативных актов, устанавливающих:

– правовой статус всех типов территориальных объектов;

– требования к структуре содержания, технологии разработки, качеству документов территориального планирования и градостроительного зонирования на каждом из их территориальных уровней;

– требования к порядку организации подготовки и принятия нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность, документов территориального планирования и градостроительного зонирования на каждом из их территориальных уровней;

– требования к порядку организации информационного обеспечения градостроительной деятельности, контроля соблюдения положений действующих нормативных актов, положений утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

– требования к организации подготовки и повышения квалификации кадров, начиная с получения ими образования в учебных заведениях и завершая оформлением специальными профессиональными органами официального статуса квалификации профессиональных участников градостроительной деятельности.

Соответственно, потребуются проведение необходимых научно-исследовательских работ, подготовка пособий и рекомендаций.

 

Список литературы:
1. Карякина И. Е., Потапкина Е. К. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–2. 
2. Строительство в России // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/stroit-2018.pdf (дата обращения: 12.05.2021). 
3. Регионы России 2019 // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf (дата обращения: 12.05.2021). 
4. Хашаева О. Ш. Государственное регулирование строительной отрасли // Научный вестник ЮИМ. 2017. № 1. 
5. Соловьева Е. А., Абакумов Р. Г., Наумов А. Е. Правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30). 
6. Запевалова А. Ю. Проблемы и перспективы государственного регулирования строительной отрасли России // Инновации в науке и практике. 2018. С. 94–100. 
7. Негашев Д. С. Развитие инновационного потенциала строительной отрасли: проблемы и роль государственного регулирования // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2018. С. 59–61.