Основные направления организации внебюджетной деятельности в СПО
Секция: Экономика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Основные направления организации внебюджетной деятельности в СПО
Цель исследования: выявить основные направления внебюджетной деятельности в СПО.
В настоящее время в нашей стране установлена рыночная экономика, и подготовка будущих кадров, выпускников СПО, должна быть органична взаимосвязана с процессом экономики. Но и в тот же момент оставаться элементом сферы образования, системы среднего профессионального образования и являться частью этой социальной сферы. Но существует проблема бюджетного финансирования СПО, которая «тормозит», развитие образовательных организаций, как и сам процесс функционирования в них системы в целом. Поэтому возникает сложность, не только со стороны привлечения необходимых ресурсов, но и с точки выстраивания рациональных моделей финансирования [2, с, 68]. Существует два вида поступления средств в учебное учреждение такие как: бюджетное и внебюджетное финансирование.
Внебюджетное финансирование (или не бюджетное) – это все другие поступления, которые образовательное учреждение получит в рамках Гражданского Кодекса РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании», путём предоставления своих услуг, реализации различной продукции на договорной основе, гражданско-правового плана и иные поступления не бюджетного характера, а так же средства, которые возместят затраченное, для создания своей товарной услуги – образовательной организации [3, с, 121].
Существует три основных источника поступления внебюджетных средств такие как: доходы, полученные в результате реализации различных товаров, работ, и предоставления целого спектра разных видов деятельности; доходы от внереализованных мероприятий (полученные пени, неустойки и. т.д.); пожертвования (спонсорская помощь и. пр.). Все эти три источника внебюджетных средств могут существовать в образовательной организации. Но чтобы это всё было осуществлено необходимо, чтобы деятельность, которая бы приносила прибыль средним специальным организациям была закреплена законом РФ, и позволяла вести данный вид деятельности. Поэтому рассмотрим права на ведение деятельности, приносящее доходы образовательным учреждениям законодательно:
Статьей 50 ГК РФ (пункт 3, абзац 2): «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».
Статья 48 (пункт 8) Закона «Об образовании» образовательные учреждения имеют право предоставлять и осуществлять платную деятельность. «Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счёт предоставления платных услуг, а также за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов физических (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц».
Глава 25 НК РФ, любая деятельность учреждений образовательного плана, в которой происходит привлечение дополнительных средств на своё существование, принимается как –предпринимательская. Исходя из этого учебные организации должны платить налог на прибыль организаций с суммы превышения полученных доходов над производственными расходами.
Внебюджетные средства классифицируются на две группы, в которых отображается, характер самой деятельности, финансовый результат и каковы могут налоговые последствия [1].
Первая группа – основная, в ней рассматриваются способы реализации образовательного процесса. Например, предоставление образовательных услуг таких как:
–обучение как российских, так и иностранных граждан;
–образовательная программа по изучению по нескольким специальностям (направлениям);
–подготовительные курсы;
–консультации по различным дисциплинам;
–репетиторство;
–переподготовка кадров и повышение их квалификации;
–более углубленное изучение каких-либо дисциплин;
–факультативные занятия (секции, кружки и пр.);
Научная (техническая) деятельность:
–создание продукции интеллектуального плана и её реализация на рынке (возможен экспорт);
–проведение консультаций, экспертиз, выдача рецензий, определение патентности и уникальности работ;
–написание и реализация грантов, научно-исследовательских работ на конкурсной основе;
Доходы от деятельности:
–производственная практика обучающихся;
–обеспечение питанием, проживанием и. т. д.;
–предоставление услуг библиотечного фонда, спортивных залов, различной техники и пр.;
–информационно-коммуникационные услуги.
Вторая группа –прочая деятельность:
1) доход, получаемый в ходе выполнения работы, с использованием ресурсов самого учреждения (помещения, оборудование и пр.);
–ремонт различной техники;
–проведение мероприятий культурного, спортивного и. пр. характера;
2) внереализационное получение средств:
–участие учреждения в деятельности других организаций в виде доли;
–приобретение ценных бумаг и получение по ним прибыли в виде процентов, дивидендов и. т. д.;
–вклады депозитного плана;
–сдача в аренду помещений, оборудования и пр.;
3) иные поступления:
–подарки, взносы, благотворительная помощь и пр.;
–утилизация, сдача драгоценных металлов и различных предметов, малоценных для самой организации.
Вывод: недостаток финансирования со стороны государства подталкивает образовательные учреждения к нахождению других источников финансирования– внебюджетного характера.
Это могут быть образовательные услуги, научно-техническая деятельность, иные поступления, внереализованные доходы. И данные источники получения прибыли не должны противоречить и нарушать законодательство РФ.
Помимо этого, образовательные учреждения, по мере получения денежных средств за свою деятельность, должны заплатить налог на прибыль с суммы, полученной над производственными расходами, и «доля» при этом весьма значительная.
Но несмотря на это всё, внебюджетная деятельность, даёт возможность для реализации положительного эффекта на систему образовательных организаций, тем самым развивая материально-техническое оснащение (базу), повышая качество подготовки специалистов, увеличивает уровень социально-экономического развития региона и его конкурентоспособность как внутри государства, так и на вне.