Статья:

Структура современного международного рынка услуг на примере образования

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кайкова В.И. Структура современного международного рынка услуг на примере образования // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(28).pdf (дата обращения: 08.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура современного международного рынка услуг на примере образования

Кайкова Валерия Ильинична
студент, Финансовый Университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Мирошина Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Финансовый Университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

В условиях капитализма и рыночно механизма экономики, растет спрос на высококвалифицированных сотрудников. Это влечет за собой спрос на высшее, престижное образование, со стороны выпускников и их родителей, заинтересованных в перспективах своего ребенка, чтобы иметь преимущество на национальном рынке труда или даже иметь доступ на мировой рынок труда, сегодня необходимо получать международное образование.

Рынок международных образовательных услуг модернизируется, выбирая все новые направления развития такие как глобализация, стремление к качественному отбору обучаемых, а не к массовости, расчет на перспективу, а не на сиюминутную выгоду, и главное, образование становится одним из прибыльных направлений частного предпринимательства, а не частью гос. структуры.

Структура рынка образовательных услуг – это система социально-экономических отношений, участниками которых выступают учебные заведения и потребители образовательных услуг в целях покупки или продажи. Такие услуги относятся к 5 ступени человеческих потребностей по треугольнику Маслоу, к познавательной потребности, поэтому с развитием мира, эта потребность становится все более актуальной. Можно отследить, что в менее развитых (странах Африки), образование пользуется меньшим спросом чем в более развитых (Европейского Союза).

1. ПОЧЕМУ МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЫГОДНО?

Согласно статистическим показателям, мировой рынок образования к 2020 году может оцениваться в 1,5 трлн долларов, при этом глобальная необходимость в высшем образовании будет составлять 97 млн мест, в международном – 1,8 млн. По прогнозам транснациональной образовательной корпорации, к 2025 г. запросы в международном образовании значительно возрастут и будет потребность в 262 млн мест.

По данным Всемирной торговой организации сфера включила образование в список которыми регулируется предложениями ГАСТ. На сегодня ёмкость сферы образования составляет более 100 млрд долларов в год, более половины этой суммы приходится на высшее образование, и с каждым годом эта сумма увеличивается [эл1].  Однако по другим статистическим данным можно оценивать мировой рынок образования в 1,5 трлн долларов и к в перспективе по прогнозам это число будет расти [2]. И это способствует притоку более талантливых бизнесменов в данную сферу, что способствует повышению конкуренции.

В современном мире многие страны выбирают стратегию привлечения к себе большого потока иностранных студентов, ведь это благотворно влияет не только на доходы конкретного вуза или другого образовательного учреждения, иностранные студенты несут множество различных расходов, связанных с проживанием, питанием, развлечениями, таким образом они вкладывают в экономику той страну экспортёра. Тоже престижность вуза или другого учебного заведения оценивается количеством иностранных студентов именно поэтому многие страны так стремиться привлечь как можно больше. По отчетам BТС экспорт образования в Австралии в 2017 году составил 23 194 млн долларов США, а сумма экспорта по всем отраслям Австралии составляет 64 041 млн долларов США - больше третей части экспорта Австралии приходится на сферу образования [эл1].  Это благотворно влияет на экономику Австралии.

Однако это не единственный фактор, подтверждающий выгодность экспорта образования. Еще одним аргументом является то что в страну экспортер помимо потока финансовых средств, получает и умнейших людей из менее развитых стран стремящихся к знаниям, которые в последствии получив достойное образование мигрируют в страну экспортёра, выбирая для себя более выгодную заработную плату и уровень жизни, тем самым продвигая страну экспортера в более эффективном производстве или в стезе научных открытий. Также следует указать что одним из критериев оценивания работы вуза или другого учебного заведения является количество привлеченных иностранных студентов. Соответственно получается, что чем больше приток иностранных студентов, тем большим спросом пользуются услуги этого учебного заведения.

Как уже было сказано во введении услуги образования одинаково выгодны обеим сторонам, как учебным заведениям, так и потребителям - студентам, школьникам и всем стремящимся к знанию и саморазвитию, поэтому как тогда, так и сейчас получение международного образования способствует повышению возможностей самого получателя образования, так и страны импортера, так как студенты, возвращаясь на родину привозят новые знания с собой, таким образом развивая свою страну, поднимаю уровень экономики, благосостояния. Однако здесь скрыт и минус множество студентов получая образование за границей мигрируют в страну экспортер, не возвращаясь на родину.  Поэтому можно сказать, что импорт образования более выгоден для страны продавца, чем для страны покупателя.

2. ЛИДЕРЫ НА РЫНКЕ ЭКСПОРТА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Сегодня в мире обучается где-то 2,5 миллиона студентов, около 70% из них обучается в США и Западной Европе [2]. Уже много лет лидерами остаются, сохраняя свои позиции США Великобритания и Германия, однако с увеличением спроса появляются и усиливаются и другие государства такие как Австралия и Канада.

В 2020 году на рынке образования большую часть студентов выбирают именно университеты США. Это происходит за счет того, что США правильно расставляет приоритеты для развития и продвижения своей экспортной политики, и главным приоритетом является получение прибыли от оказания образовательных услуг. США за год обучения получают с иностранных студентов миллиарды долларов. В среднем один международный студент тратит за год обучения 36 тысяч долларов, а зная, что в среднем обучение происходит 3 года, то это является весьма большим вкладом в экономику США. Министерство торговли США заявляет, что высшее образование является важнейшим пятым экспортом страны в сфере обслуживания.  В общем если говорить про политику университетов США, то можно выделить основные конкурентные аспекты [5]:

  • Определенная система приема абитуриентом. Каждый абитуриент проходит общеобязательные вступительные тесты требования к результату зависит от статуса вуза.
  • Академическая мобильность. В США считается неуспешным оставаться в своем университете повышая степени, например, если студент получает бакалавра в одном университете, то магистра он будет получать в другом, также и трудоустройство в университет, в котором было получено образование считается не востребованностью на рынке труда. Таким образом создается переток преподавателей и студентов, что способствует сотрудничеству между университетами, повышению популярности университета. При такой большой мобильности и конкуренции повышается избирательность университетов. Ведь именно набранные студенты, а в бедующим выпускники составляют основной показатель успешности ВУЗа, поэтому в конкурентной среде университеты очень тщательно подходят к отбору студентов, чтобы отстаиваться конкурентоспособными.
  • Еще для США характерны в отличие от многих стран преобладание частных ВУЗов над государственными поэтому одним из конкурентных преимуществ является административная самостоятельность. Каждый ВУЗ самостоятельно находит финансирование и разрабатывает свою уникальную программу
  • И конечно аккредитация университета в Америке имеет свою персональную структуру, которая также поддерживает конкуренцию.

Сейчас среди обучающихся больше всего студентов из Китая, дальше идет индия и Саудовская Аравия. Однако несмотря на правильные стратегии и сильную конкуренцию на Американском рынке образования, по данным Государственного Бюро по образованию и культуре Министерства иностранных дел США количество студентов с 2000 по 2016 год сократилось с 25 % до 19 %. Но при этом количество студентов выросло, но процент сократился, как раз из-за развития конкуренции и усиления ряда стран своей экспортной стратеги и совершенствования образовательной системы.  И конечно появляются страны с более выгодными финансовыми условиями, нежели в США. 

Также как было сказано ранее одним из крупнейших экспортеров образования являются страны европейского союза, в которой большая часть иностранных студентов составляет самих европейцев выходцев из соседних стран, поэтому происходит равномерное распределение знаний по всему европейскому союзу, что подкрепляет сплочённость и общинность культур. Также в Европе стабильно обучается четвертая часть всех студентов из Азии из них лидируют Великобритания, Германия и Франция.

Великобритания из года в год не сильно уступает США по привлечению иностранных студентов, поэтому вполне естественно, что ее доход Вот обучения международных студентов составляет более 8 млрд. фунтов стерлингов в год. Стоит отметить, что как в Америке так и в Англии больше всего иностранных студентов из Китая, это не удивительно ведь из-за такой высокой демографии китайцы составляют шестую часть населения всей планеты [2].

Не так давно на рынок образовательных услуг стала прорываться Австралия и сегодня является оденем из лидеров. В Австралии экспорт образования третий по объему и значимости, Австралия идет на огромные количества льгот (упрощающей процедуры получения студенческих виз и многое другое). Для Австралии характерно привлечение студентов по большей части на программы бакалавриата, а не на магистратуры как в США и Великобритании.

И стоит упомянуть Францию и Германию как экспортера бесплатного образования, чтобы учиться в этих странах необходимо пройти вступительные испытания на достаточном уровне и сдать язык обучение происходит за счет бюджетных средств государства. Поэтому образования в этих странная также пользуется популярностью и спросом.

3. РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ.

Раньше в СССР наша страна занимала третье место по привлечению иностранных студентов после США и Франции. Однако современная Россия уже давно не появляется в тройке лидеров по привлечению иностранных студентов, русский язык с каждым годом знают все меньше и меньше людей и соответственно учиться на нем становиться все менее привлекательно. В России все также имеют возможность учиться иностранцы   и соотечественники из стран СНГ за счет федерального бюджета до 15 тысяч человек. Большинство обучающихся в России это выходцы из бывших стран Советского Союза. Наиболее популярными вузами для иностранцев является:

НИУ Высшая Школа Экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Московский Физико-технический Университет.

Главным недостатком русской системы образования является несамостоятельность каждого ВУЗа. В Росси большинство ВУЗов являются государственными, они финансово зависят от государства, таким образом в связи с политическим курсом меняются направления и приоритеты образования.  Государство в некотором смысле диктует и навязываете свою программу какому институту. И конечно нет такого отсутствия частного по большей части хороших частных университетов не стимулирует конкуренцию и не повышает качество продукта. В Росси главным образом нет материальной заинтересованности, в продаже качественного продукта поэтому нет и нужной конкуренции, и отдачи, все происходи по указке государства. Подобная проблема существует и на уровне российских школ.

Для решения подобной проблемы стоит пересмотреть направления и перспективы действующего законодательства в области образования и поменять концепцию. Еще стоит сказать, что России для экспорта образования стоит создавать больше образовательных программ на английском языке, для расширения возможностей по привлечению большего количества иностранных студентов.

 
Список литературы:
1. Влияние интернализации высшего образования на международный рынок образовательных услуг Ташанова Е.С., Климова Е.А. Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 168-172.
2. Роль интернационализации высшего образования в системе повышения конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг. Бырыкина К.А., Будзинская О.В. В сборнике: Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции 2017. С. 46-49.
3. Основные тенденции развития международного рынка образовательных. Чинаева Т.И. Статистика и Экономика. 2017. № 1. С. 60-68.
4. Система образования США как пример конкуренции на рынке образовательных услуг. Лобачев А.П., Сырбу А.Н. Гуманитарный трактат. 2018. № 21. С. 73-76.
5. Состояние экономической конкуренции на международном рынке образовательных услуг: проблемы и решения. Соловьева В.И., Невлева А.В. Economics. Law. State. 2019. № 2 (4). С. 41-46.
6. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования, О.В. Сагинова, Экономика образования. – 2005. – №1 (26). – С. 38-48.
7. Официальный сайт Всемирной Торговой Организации http://i-tip.wto.org Статистика, 2020
8. Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru/ 2020
9. HSBC Holdings plc "The value of education: Higher and higher", www 2020
10. Официальный сайт Института статистики ЮНЕСКО, www 2020
11. OECD`s annual "Education at a Glance 2017: OECD Indicators", www 2020