Статья:

Основные формы расчетов с поставщиками и подрядчиками

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Харченко А.А. Основные формы расчетов с поставщиками и подрядчиками // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(29).pdf (дата обращения: 08.03.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные формы расчетов с поставщиками и подрядчиками

Харченко Алена Александровна
студент, Ставропольский государственный аграрный университет, РФ, г. Ставрополь
Кулиш Наталья Валентиновна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Ставропольский государственный аграрный университет, РФ, г. Ставрополь

 

В настоящее время большое внимание организации  уделяют поступлению материальных ценностей и расчётам с поставщиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот финансовых и хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками за товары и прочие материальные ценности.

Четкая организация расчетов между поставщиками и подрядчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных активов и своевременное поступление денежных средств.

В расчётах с поставщиками и подрядчиками может применяться как наличная, так и безналичная формы расчётов.

Согласно Указанию Банка России от 07.10.2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" существует лимитный показатель для расчетов наличными средствами. Этот предел равен сумме 100 тысяч рублей.

Размер расчетных операций между юридическими представителями по одной или нескольким финансовым операциям в рамках одного договора, не вправе превышать лимит, установленный для расчетов наличными средствами.

Существует два способа проведения расчетов с поставщиками и подрядчиками:

1. Наличным;

2. Безналичным.

В зависимости от способа расчета выбирается соответствующий документ.

Использование средств безналичной оплаты дает возможность снизить затраты на оборот денежных средств и сократить потребность в наличных ресурсах. К тому же, это обеспечивает безопасность и надежное хранение личных накоплений в банковских организациях.

Зачастую многие расчетные операции в организациях производятся путем безналичных переводов с денежного счета плательщика на банковский счет получателя. Данная процедура, сокращая необходимость в использовании наличных средств в расчетах между организациями, помогает ускорить процесс перевода и обезопасить расчетный процесс.

В соответствии с Положением № 383-П (ред. от 11.10.2018) "О правилах осуществления перевода денежных средств" к расчетным документам относятся 5 форм банковских документов:

1. Платежное поручение;

2. Инкассовое поручение;

3. Платежное требование;

4. Аккреитив;

5. Банковские чеки.

Платежное поручение – распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную сумму денежных средств на счет получателя средств, который открыт в этом или другом банке.

Платежное поручение применяют в определенных случаях:

1. оплата сумм контрагентам за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы;

2. внесение предоплаты за товары, работы, услуги;

3. перевод периодических платежей в соответствии с условиями договора и другие.

Расчеты по инкассо – банковская операция, с помощью которой банк по поручению или за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Данная операция обратна платежному поручению.

Инкассовые поручения применяют в следующих случаях:

1. списание денежных средств без согласия предусмотрено на законодательном уровне;

2. необходимо произвести оплату задолженности по исполнительным документам;

3. заключен договор о выполнении контрагентом определенных условий поставки с оплатой со счета плательщика без его распоряжения.

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование взыскателя денежных средств к плательщику о переводе определенной суммы на его банковский счет для уплаты задолженности.

Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом плательщика или в безакцептном (бесспорном) порядке. Акцепт – это согласие должника выполнить платежное требование, т. е. перевести сумму, оговоренную в договоре, поставщику товара. Условие оплаты (с акцептом или без акцепта) указывается в документе.

Расчеты по аккредитиву – покупатель депонирует в банке поставщика на отдельном счете сумму аккредитива. Каждый аккредитив выставляется для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается договором между плательщиком и поставщиком.

Чеки — это ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика-чекодателя своему банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю. Расчетные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию — получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Все эти документы имеют строго определенную форму, их заполнение также важный и ответственный этап в учете операций на расчетных счетах.

В расчётах между ними банки не вмешиваются в их договорные отношения. Формы безналичных расчетов избираются клиентами самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

К исполнению эти документы применяются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчётов. На первом экземпляре расчётного документа должны быть подписи руководителя и главного бухгалтера, т. е. первых двух лиц имеющих право подписи таких документов. Допускается наличие одной подписи в случае, когда руководитель организации ведёт учёт лично.

Наличный способ расчетов также используется предприятиями, однако становится все менее практичным и быстрым. Осуществление денежных расчетов регламентировано Указанием Банка РФ «О порядке ведения кассовых операций» от 11.03.2014 № 3210-У.

Погашение задолженности покупателя или перед поставщиком может проводиться непосредственно получением с расчетного счета и выдачей наличных из кассы компании либо передачей доверенными подотчетными лицами.

Все перечисленные формы расчетов с контрагентами успешно применяются в предприятиях, но даже самые прогрессивные методы не исключают тщательного ведения аналитического учета по каждому поставщику или подрядчику. Это обусловлено необходимостью контроля состояния расчетов и недопущения роста задолженности, так как существенное превышение:

1. дебиторской задолженности над кредиторской может привести к потере финансовой устойчивости компании;

2. кредиторской над дебиторской спровоцируют признаки неплатежеспособности предприятия.

Таким образом, каждая форма расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет определенные преимущества и недостатки. В современном мире наиболее актуальными стали расчеты безналичным способом при использовании разных платежных документов.

 

Список литературы:
1. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский финансовый учет. расчеты по оплате труда.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.И. Алексеева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 215 c.
2. Алисенов, А.С. Бухгалтерский финансовый учет 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета  / А.С. Алисенов. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 464 c
3. Бурлуцкая, Т.П. Бухгалтерский учет. Учебник / Т.П. Бурлуцкая. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. - 208 c.
4. Воронина, Л.И. Бухгалтерский учет: Уч. / Л.И. Воронина, И.В. Осипова. - М.: Альфа-М, 2017. - 352 c.
5. Кобзев А.А. Назначение учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками / А.А. Кобзев // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №4. 
6. Муллинова С.А. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками / С.А. Муллинова // Концепт. – 2015. – №07. – С. 1-7.
7. Тадеева М.Д. Особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками / М.Д. Тадеева // Вестник науки и образования. – 2016.