История возникновения института референдума в зарубежных странах.
Секция: Юриспруденция
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
История возникновения института референдума в зарубежных странах.
Естественно, что для того, чтобы выявить определение и содержание института референдума следует изучить историю развития и функционирования данного института. понять Я бы хотела начать с того, что понятие референдум является собирательным. Важно уделить вниманию как зарубежному опыту, так и опыту нашей страны. Наперед можно сказать, что референдум является одной из форм выражения воли народа и один из способов принятия принципиально важных нормативно-правовых и политических решений. Еще в древние времена существовали вече, на котором жители общины могли принимать какие-либо решения, то есть выражать свою волю. Таким образом, можно сказать, что вече является ничем иным, как предшественником референдума. Естественно, со исходом времен институт референдума стал более конкретизированным. Посмотрим, как народ различных государств и в разное время выражал свою волю. В любом случае, экскурс в историю развития института референдума следует начать с анализа зарубежного опыта, потому что в зарубежных странах данная процедура имеет достаточное распространение и легализацию, в отличие от Российской Федерации, где применение референдума скуднее.
Сначала необходимо выделить периоды возникновения референдума. Изучив, достаточно литератур ы на данную тему, я могу выделить следующие периоды:
- появление и становление института референдума в зарубежных странах (середина XV - середина XIX в.);
- закрепление и широкое распространение института референдума в зарубежных странах (конец XIX - начало XX в);
- утверждение референдума как формы народовластия (середина XX в. - настоящее время).
Референдум как одна из форм прямой демократии, используемая для разрешение важнейших государственных задач и выражения воли народа по каким-либо вопросам, зарождается в Швейцарии. В.Н. Мамичев, говорит, что демократия существовала уже при возникновении союза. В старинных землях: Ури, Швиц, Обвальден, Нидвальден, Герсац, Гларус, Анпенцелл Внешнего Родена и Анпенцелл Внутреннего Родена было присуще издавно полное народовластие. Оно было ограничено лишь верховной властью, но даже это ограничение было скорее фиктивным. Начиная с XIII - XIV в.в. население названных выше земель принимает свои законы на мирных сходах. Самый первый мирской сход был созван В 1294 году в Швице. Суть данного схода заключался в том, что никто не имел права, продавать недвижимое имущество монастырям и чужеземцам. Таким образом, Швицкий сход защитил общину от посягательств со стороны дворянства и духовенства. Можно выделить следующие виды мирских сходов: очередные и чрезвычайные. Процедура мирских сходов обычно состоялась следующим образом: люди собирались на площади, а проекты законов предлагались кантональным советом или определенным числом граждан. Если брать во внимание процедуру референдума в современной интерпретации, как форма прямой демократии, характеризующаяся принятием народом решений по общественно и государственно важных вопросов, то такая процедура впервые состоялась в Швейцарии, кантон Берн и датировалась 1439 годом. А в 1798 году в Швейцарии принимается новая Конституция, причиной которой стало завоевание Францией Швейцарии. В Конституции выражалось ограничение на некоторые права и свободы граждан, и естественно это касалось в первую очередь право народа выражать свою волю в важнейших решениях. Напротив, следующая Конституция Швейцарии, которая была принята в 1848 году способствовала развитию референдума с новой силой. Прежде всего, в ней закреплялось не только проведение референдума, но и было указано о проведение данной процедуры на трех уровнях: федеральном, кантональном и коммунальном. Спецификой этой Конституции являлось то, что инициатива его проведения в большинстве случаев исходит от народа. Если делать анализ результатов проведения референдумов в Швейцарии, то можно сделать вывод о их консервативном характере, так как большинство швейцарских референдумов заканчиваются отклонением предложенных реформ. Также анализ данной статистики результатов проведения референдумов в Швейцарии говорит о некой нерешительности, причинами которой могут ряд факторов, таких как недостаточная подготовка населения, проведение голосования без предварительного совместного обсуждения, которое обуславливает сущность референдума. В преобладающем большинстве зарубежных государств, а именно западных государств в конце XIX - начале XX вв. конституции регламентировали возможность обращения к референдуму при решении не только внутренних, но и внешнеполитических вопросов. Примером решение вопросов внешней политики на референдуме может служить п. 3 ст. 89 Конституции Швейцарии, в котором в 1912 году было зафиксировано положение о проведении общенационального референдума для утверждения международных договоров на неопределенный срок или на срок свыше 15 лет. А также и на референдуме в Норвегии в 1905 году решался не менее значимый для судьбы самого государства вопрос о его дальнейшем пребывании в реальной унии со Швецией. С тех пор референдумы стали более популярнее в зарубежных странах, проводились во многих государствах мира. В их число входили такие страны как Норвегия, США, Франция, Дания, Италия, Ирландия, Бразилия и другие. В свою очередь, становление института референдума в США в теории закрепляется в 1640 году, но практике реализация данного права была несколько позднее. И только в 1898 году некоторые штаты стали на законодательном уровне допускать граждан к участию в принятие нормативных актов, и решение других особо важных государственных задач посредством референдума. Подводя итог данному периоду времени, можно сделать вывод о том, что к началу XX века референдум наиболее активно практиковался на всех уровнях только в одной стране - Швейцарии. В остальных же странах институт референдума только зарождался, и то в большинстве стран только в теоретическом смысле. Большее развитие институт референдума получил после первой мировой войны. Именно в этот период времени получили распространения все формы непосредственной демократии, а в том числе и референдум. Ему на тот момент свойственно было только утверждение или отклонение предложенных ранее законодательных актов. Этот факт способствует возникновению новой интерпретацией использования референдума. В некоторых государствах правящие круги рассматривали референдум как способ привлечения избирателей к разрешению конфликтов между различными органами государства.
Например, в Германии на референдум выносились следующие вопросы государственной важности:
- о выходе Германии из Лиги Наций в 1933 году;
- о соединении поста Президента с постом фюрера и рейхсканцлера в 1934 году;
- о присоединении Австрии к Германии в 1938 году.
После Второй Мировой войны институт референдума более укрепился в практике во всем мире. В одном только Швейцарии было проведено более 240, начиная с 1843 года.
Однозначно можно выделить институт референдума из всех других институтов прямой демократии. Положения о референдуме закрепились в Основных законах Франции, Италии, Японии, большинства конституций земель ФРГ. Апогей своей популярности институт референдума достиг в 60-80-е гг. XX века. В США, в период с 1945 по 1968 г. на уровне штатов было проведено 497 референдумов (59 петиционных, 18 законодательных, обязательных: 336 по конституционным и 84 -по другим законам) и это В XXI веке референдум продолжает широко использоваться в зарубежных странах.