Статья:

Факторный анализ изменений темпов роста собственного капитала компании

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Лярская Е.А. Факторный анализ изменений темпов роста собственного капитала компании // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(33).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторный анализ изменений темпов роста собственного капитала компании

Лярская Елена Александровна
студент, Северо-Восточный государственный университет, РФ, г. Магадан
Ковальчук Светлана Геннадьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Северо-Восточный государственный университет, РФ, г. Магадан

 

Каждое отдельное предприятие представляет собой единый организм, в котором все процессы и явления связаны и влияют друг на друга. Некоторые процессы взаимосвязаны напрямую. Например, чем больше компания вкладывает денежных средств в маркетинговые исследования, тем больше в компанию приходит клиентов, и соответственно прибыль компании увеличивается. Другие же явления связаны не столь явно. Например, замена производственного оборудования может косвенно влиять на объем продаж. Качество выпускаемой продукции улучшится при производстве на новом оборудовании, следовательно, люди отдадут предпочтение конкретной компании, а не ее конкурентам.

Из-за наличия связей одних показателей с другими внутри компании, возникает особенная важность детального изучения этих взаимосвязей, и, соответственно, важность понимания того, как сильно каждый из факторов может повлиять на любой другой. Эта информация может быть полезна для принятия управленческого решения. Если знать, что дополнительные затраты на маркетинг способны принести компании определенное число клиентов, становится возможным прогнозирование спроса на продукцию копании.

Изучение влияния и взаимодействия показателей компании осуществляется при помощи факторного анализа.

Факторный анализ представляет собой многомерный статистический анализ. Он используется для выявления закономерностей между переменными и изучения степени их влияния друг на друга.

Изначально факторный анализ применялся в психометрике. Сейчас же факторный анализ получил широкое распространение в статистике, нейрофизиологии, социологии, политологии, а также в экономике.

Использование факторного анализа помогает решить следующие задачи:

– всесторонне описать примет изучения;

– выявить статистические закономерности;

– определить корреляционные связи между явлениями;

– выявить линейные статистические связи между явлениями [1, c. 262].

Одной из областей применения факторного анализа является использование анализа для оценки эффективности бизнеса [2, c. 6].

Для наглядности, рассмотрим пример проведения факторного анализа изменений темпов роста собственного капитала компании. Для данного анализа будет использован метод разниц, как один из способов, применяемых для решения задач детерминированного факторного анализа. Начальная информация о компании представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Исходные данные

Показатели

Базовый период

Отчетный период

1

Реинвестированная прибыль, тыс. руб.

7 200

8 700

2

Чистая прибыль, тыс. руб.

11 800

12 990

3

Чистая выручка от реализации, тыс. руб.

80 200

110 800

4

Среднегодовая сумма совокупного капитала, тыс. руб.

60 000

70 000

5

в том числе, собственного капитала, тыс. руб.

31 200

37 100

 

Для анализа необходимо произвести расчеты по следующим показателям, от которых зависят темпы роста собственного капитала компании:

1) рентабельность оборота (Rоб) = Чистая прибыль / Чистая выручка от реализации;

2) оборачиваемость капитала (ОК) = Чистая выручка от реализации / Среднегодовая сумма совокупного капитала;

3) мультипликатор капитала (МК) = Среднегодовая сумма совокупного капитала / Собственный капитал;

4) доля реинвестированной прибыли в общей сумме чистой прибыли (Др) = Реинвестированная прибыль / Чистая прибыль;

5) темпы роста собственного капитала (Тр) = Rоб * ОК * МК * Др;

6) отклонения (D) = Отчетный период – Базовый период.

Результаты расчета представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Расчетные данные

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Отклонение

1

Реинвестированная прибыль, тыс. руб.

7 200

8 700

1 500

2

Чистая прибыль, тыс. руб.

11 800

12 990

1 190

3

Чистая выручка от реализации, тыс. руб.

80 200

110 800

30 600

4

Среднегодовая сумма совокупного капитала, тыс. руб.

60 000

70 000

10 000

5

в том числе, собственного капитала, тыс. руб.

31 200

37 100

5 900

6

Рентабельность оборота

0,15

0,12

-0,03

7

Оборачиваемость капитала

1,337

1,583

0,246

8

Мультипликатор капитала

1,923

1,887

-0,036

9

Доля реинвестированной прибыли в общей сумме чистой прибыли

0,61

0,67

0,06

10

Темпы роста собственного капитала

0,231

0,235

0,004

 

Полученные расчетные данные позволяют произвести факторный анализ методом разниц (таблица 3).

Таблица 3.

Факторный анализ методом разниц

Показатели

Формула

Результат

Общее изменение темпов роста собственного капитала, в том числе за счет

DТр = Тр1 – Тр0

0,004

изменения рентабельности оборота

DТрRоб = DRоб × ОК0 × МК0 ×Др0

-0,047

изменения оборачиваемости капитала

DТрОК = Rоб1 × DОК  ×МК0 × Др0

0,034

изменения мультипликатора капитала

DТрМК = Rоб1 × ОК1 × DМК × Др0

-0,004

изменения доли реинвестированной прибыли в общей сумме чистой прибыли

DТрДр = Rоб1 × ОК1 × МК1 × DДр

0,021

Проверка правильности выполненных расчётов (расчёты произведены верно)

DТр = DТрRоб + DТрОК + DТрМК + DТрдр

0,004

 

Полученные показатели позволили сделать выводы об изменении темпов роста собственного капитала компании. Таким образом, было выявлено увеличение темпов роста собственного капитала на 0,4%. Данный рост произошел, в основном, за счет ускорения оборачиваемости капитала на 0,03 оборота, а также увеличение доли, реинвестированной прибыли в общей сумме чистой прибыли на 2,1%. При этом отрицательный эффект имело снижение рентабельности оборота на 4,7% и мультипликатора капитала на 0,004 единицы.

Из этого следует полагать, что под воздействием всех факторов, на предприятии наблюдается прирост собственного капитала, соответственно, его финансовая устойчивость в отчетном периоде возросла. Таким образом, наблюдается потенциальная возможность по расширению производства компании.

Оборачиваемость капитала и рентабельность оборота отражают тактическую финансовую политику предприятия. Рост оборачиваемости капитала является положительной тенденцией, отражающей эффективность управления ресурсами компании. Снижение показателя рентабельности приводит к росту собственного капитала компании, но при этом отрицательно сказывается на оборачиваемости активов. Руководителю компании следует принять меры по повышению эффективности использования собственных средств.

Действие стратегической финансовой политики отражается мультипликатором капитала, а также долей реинвестированной прибыли в общей сумме чистой прибыли. В данном примере можно сказать, что на развитие бизнеса было направлено 2,1% чистой прибыли с целью ее дальнейшего увеличения. Уменьшение показателя мультипликатора капитала свидетельствует о снижении зависимости компании от внешних источников финансирования. Это снижает риск банкротства, однако вместе с тем снижает доходность собственного капитала компании.

Подводя итоги, следует отметить, что факторный анализ получил широкое распространение в самых разных сферах науки. Особенно часто его применяют для математического обоснования наблюдаемых явлений. Использование факторного анализа позволяет определить взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями и оценить степень их влияние друг на друга. Данная информация необходима для прогнозирования дальнейших действий человека или компании и определения наиболее эффективного способа достижения поставленных задач. Именно для этих целей и служит факторный анализ.

 

Список литературы:
1. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Б19 Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 536 с.
2. Ендовицкий Д. А. Факторный анализ степени платежеспособности коммерческой организации / Д. А. Ендовицкий // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – № 9. – С. 2-8.