Корреляционный анализ в оценке финансовых результатах предприятия
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Корреляционный анализ в оценке финансовых результатах предприятия
Дифференциация рыночного спроса диктует сегодня свои требования к производителям продукции и продавцам товаров потребительского и производственного назначения, что способствует стремительному прогрессу в разработке информационных и коммуникационных систем, росту потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг, а также глобальной и динамичной конкуренции. Все эти факторы вынуждают предприятия постоянно адаптировать свои предпринимательские стратегии к условиям рынка. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах.
В этой связи были рассмотрены теоретические аспекты финансовых показателей предприятий любой организационно-правовой формы.
Прежде чем разрабатывать и реализовывать метод, в котором будет использоваться корреляционный анализ, для оценки показателей, входящие в понятие финансовый результат предприятия, необходимо понимать четкий теоретико-практический смысл данного термина. В научных и учебных публикациях относительно однозначности понятий финансовый результат, существуют неоднозначные мнения, что обусловило необходимость научного обзора мнений в части смыслового их содержания и практического значения. В этой связи были проанализированы в этой части научные взгляды, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Научный взгляд на суть финансового результата
Авторы |
Содержания научного взгляда |
Толкачева Н. А. |
Прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка[5, с. 55]. |
Ефимова О.В. |
Финансовый результат — это прибыль. Но в то же время- «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники», что считается «приростом чистых активов»[1, с. 28]. |
Савицкая Г.В |
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности [4, с. 10]. |
Изучая точки зрения различных авторов, обобщая все изученные понятия, можно сделать вывод том, что финансовый результат – ряд показателей, которые помогают проанализировать и оценить эффективность деятельности предприятия на определенных этапах (стадиях) его формирования.
Данное понятие и показатели, которые оно в себя включает, позволяет дать оценку основным результатам деятельности предприятия, но происходит это благодаря проведению финансового анализа.
Таким образом, финансовый анализ и параметры, которые он в себя включает, дают объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Главной целью любого вида финансового анализа является возможность оценить состояние компании, риски, которые могут оказать существенное влияние на состояние анализируемого предприятия. а также способность к сохранению и увеличению капитала.
Все это способствует оценке и идентификации внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций [3].
Понятие финансового анализа выделилось из экономического анализа и анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовый анализ – представляет собой процесс основанный на изучении текущего и будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в целях оценки его финансовой устойчивости и эффективности принимаемых решений.
Существует достаточно много классификаций методов, которые могут быть использованы в финансовом анализе, но практика уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:
● Горизонтальный анализ;
● Вертикальный анализ;
● Факторный анализ;
● Трендовый анализ;
● Анализ относительных показателей (коэффициентов);
● Сравнительный анализ.
У всех шести выбранных анализов показатели, которые используются для подсчета, связаны между собой стохастической (не строгой) связью. Поэтому чаще всего при анализе приходится иметь дело со статистическими наблюдениями и делать по ним конкретные выводы, давать объективные и обоснованные рекомендации, что является большим недостатком, который не позволяет воспользоваться точной и проверенной информацией, важной для принятия управленческого решения. При этом многие организации из-за отсутствия, неполноты или неточности информации, либо присутствия большого количества ненужных или устаревших данных значительно снижают адекватность составления долгосрочных прогнозов и стратегических планов развития. В таких ситуациях для моделирования поведения изучаемого объекта целесообразнее всего воспользоваться эконометрическим, в частности, корреляционным, подходом (корреляционным анализом).
Корреляционный анализ применяется для оценки зависимости выходных полей данных от входных факторов и устранения незначащих факторов [2].
Принцип корреляционного анализа состоит в поиске таких значений, которые в наименьшей степени коррелированы (взаимосвязаны) с выходным результатом. Такие факторы могут быть исключены из выбранного набора данных практически без утраты полезной информации. Основным критерием принятия решения об исключении является порог значимости. Если корреляция (степень взаимозависимости) между входным и выходным факторами будет меньше порога значимости, то соответствующий фактор отбрасывается как незначащий [2].
Корреляционная (стохастическая) связь между факторами и результативным показателем – это неполная, вероятностная зависимость, которая проявляется только при большом количестве наблюдений. Тогда влияние других (несущественных) факторов сглаживается, нейтрализуется. Это дает возможность установить взаимосвязь между изучаемыми явлениями.
Экономические явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий зависят от большого количества факторов. Как правило, каждый фактор в отдельности не определяет изучаемое явление во всей полноте. Только комплекс факторов в их взаимосвязи может дать более или менее полное представление о характере изучаемого явления.
Таким образом, данный анализ имеет первоочередное значение для повышения качества результата, т.к. можно оценить какие показатели имеют достаточно большое влияние на конечный результат, а какие можно не учитывать при проведении анализа, так как в данном случаи они не будут влиять на итоговый результат.