Анализ выпуска и реализации готовой продукции (на примере АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» города Омска)
Секция: Экономика

XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Анализ выпуска и реализации готовой продукции (на примере АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» города Омска)
ANALYSIS OF THE OUTPUT AND SALE OF FINISHED PRODUCTS (ON THE EXAMPLE OF JSC "OMZM-METAL" OF THE CITY OF OMSK)
Anastasia Khabarova
Master's student, Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Russia, Omsk
Аннотация. В статье рассмотрен анализ выпуска и реализации готовой продукции на примере производственного предприятия.
Abstract. The article deals with the analysis of the output and sale of finished products on the example of a manufacturing enterprise.
Ключевые слова: готовая продукция, анализ, задачи анализа, ассортимент продукции.
Keywords: finished products, analysis, analysis tasks, product range.
Для того чтобы правильно оценить планы развития экономического субъекта необходимо грамотно организовать анализ выпуска и реализации готовой продукции. Именно поэтому, в организациях разработку стратегии экономического развития начинают с изучения показателей, которые необходимы для проведения анализа готовой продукции.
Актуальность проведения анализа выпуска и реализации готовой продукции заключается в том, что от объема реализуемой готовой продукции, ее качества и ассортимента зависит финансовое состояние организации, ее эффективность и конкурентоспособность.
Цель анализа выпуска и реализации готовой продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства на экономическом субъекте.
Среди основных задач анализа выпуска и реализации готовой продукции Г. В. Савицкая выделяют следующие, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные задачи анализа выпуска и реализации готовой продукции
Анализ выпуска и реализации готовой продукции рассмотрим на примере АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» города Омска - стабильно развивающаяся компания по производству металлоконструкций.
Результаты расчетов динамики объемов производства продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» за 2017-2019 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика объемов производства готовой продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» в 2017-2019 гг.
| Год | Объемы производства готовой продукции, тыс.руб. | Темпы роста, % | |
| Базисные | Цепные | ||
| Тб=ТПi/ТП0 х 100% | Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% | ||
| 2017 год | 768 968,00 | 100 | 100 | 
| 2018 год | 925 665,00 | 120,38 | 120,38 | 
| 2019 год | 1 092 163,00 | 142,03 | 117,99 | 
В целом за анализируемый период наблюдается положительная динамика производства продукции благодаря росту объемов производства металлоконструкций. Рост показателя связано с увеличением количества заказов на производство металлоконструкций в 2019 году по сравнению с 2017 годом.
Наглядно динамика произведенной АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» готовой продукции представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика объемов производства готовой продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» в 2017-2019 гг.
Далее проведен анализ реализации готовой продукции. В таблице 2 представлены показатели динамики фактических показателей реализации продукции в АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» за 2017-2019 гг.
Таблица 2.
Динамика объемов реализации готовой продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» в 2017-2019 гг.
| Год | Объем реализации, тыс.руб. | Темпы роста, % | |
| Базисные | Цепные | ||
| Тб=ТПi/ТП0 х 100% | Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% | ||
| 2017 год | 1 182 444,00 | 100 | 100 | 
| 2018 год | 1 339 095,00 | 113,25 | 113,25 | 
| 2019 год | 1 502 033,00 | 127,03 | 112,17 | 
Из данных таблицы 2 видно, что объем реализации продукции в АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» в динамике увеличивается: +13,25% за 2017-2018 гг., +27,03% за 2018-2019 гг.
Далее, согласно рассмотренной методике анализа выпуска и реализации готовой продукции, проведен анализ ассортимента и структуры продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ». В таблице 3 представлены плановые и фактические показатели ассортимента продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ», выпущенной в 2017-2019 гг.
Таблица 3.
Плановые и фактические показатели ассортимента готовой продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» в 2017-2019гг.
| Изделие | Объем выпуска продукции, тыс.руб. | |||||
| 2017 год | 2018 год | 2019 год | ||||
| План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
| Строительные стальные конструкции | 125 000,0 | 126 800,7 | 125 000,0 | 136 451,0 | 145 000,0 | 152 253,0 | 
| Технологические металлоконструкции | 127 640,0 | 127 451,0 | 127 500,0 | 127 425,0 | 148 000,0 | 159 126,0 | 
| Опоры трубопроводов | 107 700,0 | 107 006,3 | 107 700,0 | 117 641,0 | 120 700,0 | 137 709,0 | 
| Башни связи | 109 560,0 | 110 541,0 | 141 450,0 | 151 047,0 | 151 000,0 | 165 124,0 | 
| Мачты | 104 500,0 | 104 694,0 | 145 000,0 | 155 697,0 | 155 900,0 | 159 512,0 | 
| Опоры ЛЭП | 98 350,0 | 108 350,0 | 108 350,0 | 118 451,0 | 130 000,0 | 161 512,0 | 
| Резервуары, анкеры и метизы | 77 250,0 | 84 125,0 | 95 000,0 | 118 953,0 | 149 400,0 | 156 927,0 | 
| Итого | 750 000,0 | 768 968,0 | 850 000,0 | 925 665,0 | 1 000 000,0 | 1 092 163,0 | 
Из данных таблицы 3 видно, что в ассортимент продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» входят строительные стальные конструкции, технологические металлоконструкции, опоры трубопроводов, башни связи, мачты, опоры ЛЭП, резервуары, анкеры и метизы.
Фактические показатели выпуска продукции АО «ОмЗМ-МЕТАЛЛ» в 2019 году выросли по сравнению с 2017-2018 годами.
Таким образом, анализ выпуска и реализации готовой продукции очень важен, позволяет не только увеличить количество продукции, которую производит компания, но и увеличить ее до таких объемов, который будет успешно реализован.






