Статья:

Управление по отклонениям в системе управленческого учета

Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Несмачная Е.В. Управление по отклонениям в системе управленческого учета // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(7).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление по отклонениям в системе управленческого учета

Несмачная Евгения Валерьевна
студент, Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Учет – это язык, с помощью которого все заинтересованные лица могут получить информацию об общем состоянии, финансовых и нефинансовых показателях конкретной организации.

Стоит так же отметить, что различным группам пользователей бухгалтерской отчетности интересны различные показатели деятельности. Акционерам требуются данные, чтобы судить об эффек­тивности их вложений и о том, что они в результате этого получат.

Кредиторы и другие структуры, предоставляющие ссудный капитал, хотят знать, может ли компания выполнить взятые на себя финансовые обязательства.

Агент­ства, относящиеся к органам власти, собирают учетно-бухгалтерскую информа­цию как в целом, так и по отдельным ее подразделам: выручке от продаж, при­были, инвестициям, товарно-материальным запасам, размеру выплаченных дивидендов.

Налоговым служ­бам требуется информация о той части прибыли, которая подлежит налогообло­жению. Для информирования внешних пользователей как раз и используется финансовый учет[1].

Внутренним же пользователям, таким как руководство и менеджмент, необходимы данные учета, на основании которых они смогут принимать более эффективные управленческие решения.

Такая информация имеет специфическое представление и, чаще всего, составляет коммерческую тайну, поэтому для целей внутренних пользователей формируются отчеты на основании данных управленческого учета.

Системы управленческого учета призваны аккумулировать информацию, позволяющую осуществлять планирование, бюджетирование, и последующий контроль.

Планирование отвечает за то, чтобы все фактические действия совпадали с первоначально поставленными задачами. Компании разрабатывают как долгосрочные, так и краткосрочные планы, которые не только более детализированы, но и содержат конкретные инструкции, необходимые к выполнению.

Ориентируясь именно на данные краткосрочных планов, менеджеры осуществляют последующий контроль.

Процесс контроля предполагает сравнение уже рассчитанных бюджетных показателей с имеющимися фактическими величинами.

Результаты таких сравнений предоставляются менеджерам в виде отчетов для того, чтобы те, в свою очередь при необходимости разработали корректирующие действия.

Управление по результатам или выходу продукции предполагает сбор и передачу информации о выполненных работах, анализ отклонений фактических результатов от запланированных и связь этих отклонений с центрами ответственности.

Преимущество управления по отклонениям состоит в том, что проверяющему менеджеру не обязательно вникать в каждый технологический процесс или знать обо всех средствах достижения той или иной цели. Для оптимизации процесса контроля менеджерам стоит реагировать только на существенные и значимые отклонения.

Причем значимость отклонений может определяться в соответствии с одним из подходов:

1. подход абсолютной величины в денежном выражении;

2. подход «в процентах к бюджету»;

3. определением значимости статистическими методами.

Однако из-за несовершенств каждого подхода, часто случается, что менеджеры принимают решения субъективно.

А в случае, если речь идет о важных статьях, то даже небольшое отклонение может вызывать необходимость провести анализ. Именно поэтому часто менеджеры при принятии решения основываются на собственный опыт и профессиональное суждение[2].

Необходимо так же учесть, что два типа расхождений называются отклонениями. Благоприятное отклонение означает, что полученный результат оказался лучше ожидавшегося или запланированного, тогда как неблагоприятное отклонение свидетельствует об обратном.

Если статья относится к затратным, то превышение фактических значений над нормативными является неблагоприятным отклонением, в отличие от статей прибылей или доходов: в таком случае превышения будут толковаться как благоприятные отклонения.

При оценке причин появления отклонений необходимо иметь ввиду, что многие отклонения взаимосвязаны между собой[3].

Может показаться, что нужно искать причины лишь неблагоприятных отклонений, однако если не анализировать и благоприятные, можно упустить возможность использования в будущем обстоятельств, позволивших сегодня получить результаты лучше ожидавшихся.

Таким образом, при проведении оценки результатов деятельности компании следует осторожно трактовать причины отклонений, так как все отклонения не только взаимосвязаны, более того, благоприятные отклонения одной хозяйственной цепочки могут быть причиной неблагоприятных отклонений в другом хозяйственном процессе.

Основная задача анализа отклонений — выяснить причины появления существенных отклонений и использовать полученную информацию для того, чтобы изучать и улучшать ситуацию.

 

Список литературы:
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленский учет: Учебник / М.А. Вахрушина.- М.: Омега-Л, 2012. – С.458
2. Лейкин Д. Управление по центрам ответственности / Д. Лейкин // Управление компанией. - 2013. - № 8. - С. 8-16.
3. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – C.258