Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в международном частном праве.
Секция: Юриспруденция
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в международном частном праве.
В силу процессов глобализации, развития технологий и интернализации мировых экономических процессов появляется все больше возможностей по установлению правоотношений между лицами, находящимися под покровительством разных стран.
Особенность положения участников таких правоотношений обусловлена тем, что такие лица, с одной стороны, не утратили правовую связь с государством, гражданами которого они являются, а с другой стороны находятся на территории другого государства, и, соответственно, обязаны соблюдать его законы. Таким образом, на лиц, находящихся за пределами юрисдикции своего государства, распространяется, как минимум, два правовых режима: своего государства и государства, на территории которого лицо находится. Принцип предоставления определенных режимов (в частности, национального и режима наибольшего благоприятствования) является одним из основных в международном частном праве. В связи с вышеизложенным, освещение понятия и содержания режимов, предоставляемых иностранцам и лицам без гражданства, имеет большое значение.
Принцип наибольшего благоприятствования (также называемый режимом наиболее благоприятствующей нации) — это один из режимов, определяющих правовое положение иностранных граждан, и являющийся одновременно важным принципом международного частного права.
Обычно, применяя этот термин в быту, имеют в виду создание для кого-то наилучших, благоприятных условий. Однако, в международном частном праве выражение «наибольшее благоприятствование» означает, что в силу данного принципа иностранные лица пользуются всеми правами, которые предоставлены лицам другого государства.
Иными словами, иностранным лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться лицам третьей страны в будущем [1, п. 2.3].
Так, на основе принципа наибольшего благоприятствования тот режим, который применяется к одному иностранному государству, с которым заключен договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен договор.
В 1976 году Комиссией международного права ООН был разработан проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации, согласно которому режим наиболее благоприятствуемой нации состоит в обязательстве государства предоставить другому государству режим «не менее благоприятный, чем режим, распространенный на третье государство» [3, п. 13].
Таким образом, принцип наибольшего благоприятствования предполагает создание равных условий для всех иностранных государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений. То есть режим наибольшего благоприятствования уравнивает правовое положение всех иностранных лиц в данном государстве [2, с. 94].
Необходимо отметить, что источником принципа наибольшего благоприятствования может быть только международный договор. Так, например, режим наибольшего благоприятствования предусмотрен соглашением о торговых отношениях между Российской Федерацией и США [4].
Другой пример - соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией, устанавливающий режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, налогов и других сборов на ввозимые и вывозимые товары или в связи с их ввозом и вывозом [5]. Несмотря на то, что исходя из рассматриваемого принципа должны создаваться равные условия для государств, заключивших соответствующие договоры, на практике возможны некоторые изъятия, которые могут быть обусловлены, например, необходимостью поддержки развивающихся стран, или необходимостью установить особые преимущества в пределах определенных таможенных союзов.
Такое изъятие в частности предполагает торговое соглашение СССР с Индией 1980 года, в котором предусматривалось, что режим наибольшего благоприятствования не будет касаться преимуществ, которые были предоставлены или могут быть предоставлены в будущем соседним странам в целях облегчения приграничной торговли, а также льгот или преимуществ, вытекающих из таможенного союза или зоны свободной торговли, членом которых является или может стать каждая из стран [1, п. 2.3].
К одному из основных начал международного частного права относится также и принцип национального режима, при этом национальный режим принципиально отличается от режима наибольшего благоприятствования.
В силу национального режима иностранцам на территории определенного государства предоставляется такой же объем прав и обязанностей, которым пользуются лица, находящиеся под его покровительством [2]. Так как на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и обязанности, которыми в данном государстве пользуются его граждане, предполагается, что они они находятся в равном положении.
В Российской Федерации при определении общего правового статуса иностранных граждан принцип национального режима имеет определяющее значение. Так, в соответствии со ст. 62 Конституции Российской Федерации [6], ст. 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».
Национальный режим закреплен и в ряде других российских нормативно-правовых актов. Так, в ст. 2 ГК РФ предусмотрено, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом» [7].
В ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях» от 09 июля 1999 года: «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами» [8].
Общие конституционные нормы о предоставлении иностранцам национального режима сопровождаются многочисленными изъятиями, закрепленными законах [9, с. 134]. Так, иностранные граждане не обязаны нести военную службу в рядах армии, однако, ограничены в ряде прав, таких как право избирать и быть избранным, право занимать государственные должности др.
Национальный режим, помимо закрепления в федеральных законах, может быть установлен международными договорами. Однако, российская договорная практика, как правило, исходит из принципа наибольшего благоприятствования, а к применению национального режима в области торговли не прибегает. Международными торговыми договорами национальный режим предоставляется в ограниченном числе случаев, например, в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима). Например, Минская конвенция 1993 г. [10] и Кишиневская конвенция 2002 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [11]. Большое значение имеет и предоставление Россией национального режима в области интеллектуальных прав знаки [1, п. 2.3].
Таким образом, режим наибольшего благоприятствования и национальный режим имеют различное содержание, возможные формы закрепления, круг действия и сферу применения, могут действовать одновременно и совместно регулировать правовое положение иностранных лиц. Таким образом, рассмотренные режимы можно разграничить следующим образом:
- Национальный режим применяется в отношении прав иностранцев согласно правилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами. В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре;
- Согласно режиму наибольшего благоприятствования в равном положении оказываются иностранные лица между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами;
- Национальный режим в основном предоставляются иностранным физическим лицам, а режим наибольшего благоприятствования – юридическим лицам (однако юридические лица могут пользоваться национальным режимом, а физические – режимом наибольшего благоприятствования) [12, 33].
В ходе исследования обнаружена проблема в виде расхождения между условием о равенстве договаривающегося государства с третьими государствами и вместе с тем возможности предусмотреть некоторые из него изъятия. Не являются ли такие ограничения нарушением данного принципа? Представляется, что такого рода изъятия являются необходимыми в условиях роста значения интеграционных процессов, в частности, исходя из природы таможенных, экономических и иных объединений, невозможно обеспечение равных условий абсолютно для всех государств, таким образом, изъятия из принципа наиболее благоприятного режима являются обоснованными и допустимыми в условиях современности.
Соответственно, логично было бы предусмотреть такую возможность в международных договорах, устанавливающих понятие и содержание наиболее благоприятного режима.