Мотивация студентов к обучению
Секция: Социология
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Мотивация студентов к обучению
Для стабильности экономики Российской Федерации требуется высококвалифицированный персонал, который может быть подготовлен только в условиях современного качественного образования. Существует ряд факторов, влияющих на результативность обучения: практическая ориентация, создание среды для обучения, отношение руководства, понимание целей, а также системность и непрерывность обучения.
Многие ученые, такие как С.О. Крамаров, Ю.В. Карякин, И.Г. Захарова, С.В. Панюкова и другие, доказали, что основным фактором успешного обучения является мотивация. «Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотив — это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности». [4] Вопрос о мотивации студентов вечный, так как студент – сформировавшаяся личность, на которую действительно тяжело повлиять способами, используемыми школьными учителями.
В любом обществе есть личности, которые уже имеют внутренний мотив и воздействия внешних мотивов не требуется. «Внутренняя мотивация – это ряд психологических стимулов, важных с точки зрения конкретной личности. Иными словами, это личные желания человека, не имеющие посторонней подоплеки. Внешняя мотивация ‒ стимуляция извне». [1] Если внешние мотивы не подкреплены внутренними, то влияние внешних является несущественным. У замотивированного человека есть ряд факторов, по которым он выполняет то или иное действие. У обучающиеся высших учебных заведений мотивация связана с такими факторами как:
- желание получить образование своей мечты, т. е. получить те знания и освоить ту специальность, к которым стремился студент;
- способ завести новые знакомства;
- получение стипендии;
- возможность избежать самостоятельности и нежелательных жизненных этапов (например, армии);
- желание получить диплом, чтобы использовать в дальнейшем при трудоустройстве;
- желание оправдать родительские ожидания.
Данные факторы не являются основными, но считаются самыми распространёнными.
Желание студента учиться и получать знания – главная составляющая в обучении в высшем учебном заведении. Как и в любом другом деле, желание возникает с появлением интереса к тому или иному процессу. «Интерес – эмоция, которая порождает к действию и созданию условия для лучшего восприятия информации» [5]. Данная эмоция может быстро появиться и также быстро исчезнуть, поэтому для студента важно усиливать интерес к процессу обучения.
Существует несколько способов повышения мотивации у обучающихся:
- Контакт преподавателя и студента. Отношения между субъектами образовательного процесса должны быть уважительными и доверительными. Каждый студент хочет видеть в своём преподавателе наставника, который поощряет инициативность и оказывает помощь в решении возникающих вопросов. Также личный опыт преподавателя может быть хорошей мотивацией.
- Взаимодействие студентов между собой. Дружеские отношения в студенческом коллективе обеспечивают продуктивность в изучении материала, при этом нужно учитывать желание работать в объединениях: группах, парах и т.д.
- Использование информационных технологий. Введение в учебный процесс разнообразных форм работы создает отличную возможность для лучшего освоения информации. Например, работа с докладами, которые подкреплены презентацией, помогает лучше запомнить материал, а работа с сайтами, оснащенными тестами или опросами в виде игры способствует усилению интереса к изучению предмета.
К 21 веку сформировалось множество методик изучения мотивации, например методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификации Н.Ц. Бадмаевой), диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов), методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей, адаптированная М.М. Калашниковой, В. Н. Косыревым, О. В. Щекочихиным. Нами была выбрана «методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной» [3], которая включает в себя 50 утверждений. Каждый, из 100 опрошенных, должен согласиться или не согласиться с высказыванием. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Респондентами нашего исследования выступили студенты Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, инженерно-экономический институт, 1 курс, группы: БПЭ20-01, БПЭ20-02, БПЦ20-01, 2 курс, группа БПЭ19-01, специальность «прикладная информатика в экономике», общей численностью 100 человек.
В результате проведенного исследования, были получены следующие итоги:
- 65,2% студентов самостоятельно изучают ряд предметов, по их мнению, необходимых для будущей профессии;
- 65,2% обучающихся считают, что не нужно посвящать жизнь выбранной профессии;
- только 50% опрошенных получают удовольствие от рассмотрения трудных проблем на занятии;
- 58,7% человек не видят смысла в большинстве работ, выполняемых в ВУЗе;
- 67,4% считают, что в наше время не обязательно иметь высшее образование;
- всего 52,2% точно уверены в правильности выбора будущей профессии;
- для 52,2% обучающихся студенческие годы не являются замечательным временем их жизни;
- 60,9% студентов не могли определиться с выбором профессии;
- большинству, а именно 65,2%, кажется, что друзья способны учиться лучше, чем они сами;
- 82,6% человек предполагают, что могли бы учиться с не меньшим интересом в других учебных заведениях;
- увлечения 58,7% опрошенных не связаны с учебой и будущей профессией;
- 69,6% студентов не интересовались профессией до поступления.
Также для основной массы студентов важно иметь диплом о профессиональном образовании (63%), важно высшее образование для продвижения по службе (65,2%), и из неких практических соображений большая часть считает свой университет самым удобным (76,1%).
Также нами была проведена диагностическая беседа с целью выявления других средств повышения мотивации студентов. Было обнаружено, что уже существующая балльно-рейтинговая система, «суть которой заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели» [2], не является способом повышения мотивации.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического и аналитического исследования заинтересованные студенты готовы самостоятельно осваивать информацию, при этом преподаватели должны давать интересные задания для самостоятельного обучения, например, проектные и исследовательские работы с привлечением дополнительной литературы, фильмов и других источников информации. Личность педагога важна в учёбе, так как преподаватель формирует процесс обучения, организовывая различные формы работы. Также преподаватель должен быть наставником, чтобы студент не боялся сталкиваться с трудными задачами.
Пункты 2, 6, 8 и 12 наших итогов указывают на проблему профориентации, решением которой может служить проведение разных тестов, работа с психологом, а также привлечение персонала различных компаний, которые могут рассказать о своей профессии.
В высших учебных заведениях не хватает структуризации обучения. Студент, поступая в университет, не знает и не понимает в чём заключается смысл его обучения. Персонал выпускающей кафедры должен иметь связь с обучающимися, при этом связь заключается в разъяснении организационных моментов обучения и формирования у студентов целостной картины профессиональный компетенций.
Заниженная мотивация негативно влияет на достижения в обучении. Это следует из пункта 9 итогов. Снижению мотивации способствует заниженная самооценка респондентов, что подтверждается нашими исследованиями. Подавляющему большинству опрошенных кажется, что друзья способны учиться лучше, чем они. Это приводит к тому, что студенты изначально не ставят себе высокую планку в обучении, т. е. пускают всё на самотек.
Также хотелось бы отметить то, что бренд ВУЗа большинству опрошенных не важен. Университету необходимо повышать свой статус, гарантируя получения качественного образования и трудоустройства с достойной заработной платой. Брендирование и позиционирование ВУЗа как достойного и прогрессивного учебного заведения – один из факторов мотивации к обучению.
Подводя итоги исследования мотивации студентов, считаем важным отметить основную проблему, на которую необходимо обратить внимание при формировании способов мотивации, – это отсутствие системной работы, зависящей от комплекса факторов:
- Формирования личности через установленные ценности в обществе, способствующие развитию мотивации и влияющие на самооценку студента;
- семьи, как социальный институт, воздействующего на процесс самоидентификации человека;
- влияния школы, формирующей личность выпускника и организующей профориентационные мероприятия для профессионального самоопределения надлежащим образом;
- помощи ВУЗа в адаптации поступающих, т. е. разъяснение сути учебного процесса на первом курсе для того, чтобы каждый студент начал себя ассоциировать с будущей профессией уже с первых дней обучения. Также преподавателю следует давать нестандартные задачи и использовать оригинальные формы работы в образовательном процессе. Позиционирование ВУЗа как бренда и системная работа кадровой политики университета в отношении студентов будет способствовать повышению мотивации к обучению, получению качественного образования и дальнейшему трудоустройству.