Статья:

Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Олексий А.Е. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/8(41).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория

Олексий Александра Евгеньевна
магистрант, Санкт-Петербургская государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, РФ, г. Санкт-Петербург
Иготти Ирина Николаевна
научный руководитель, Санкт-Петербургская государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, РФ, г. Санкт-Петербург

 

С развитием экономики, ростом численности компаний любых сфер, развитием аутсорсинга и сервисного направления, приходом на российский рынок зарубежных компаний одним из актуальных направлений деятельности любого предприятия является поддержание и повышение конкурентоспособности на рынке. Данный фактор связан с тем, что деятельность любой коммерческой организации сопряжена с рядом предпринимательских рисков, уровень которых возрастает с расширением объема и диверсификацией этой деятельности, со стремлением менеджеров увеличить сумму операционной прибыли. Под предпринимательским риском следует понимать риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социальных процессов и научно-технических проектов [1, с.33].  Для преодоления рисков, повышения операционной устойчивости предприятия необходимо постоянно исследовать конкурентоспособность и участвовать в конкурентной борьбе.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что под конкурентоспособностью (от лат.: «concuro» – соревнование, столкновение) следует понимать предрасположенность к победе, лидерству, соревнованию. Впервые понятие было предложено А.Смитом в 18 веке. Базой понятия стало исследование, проведенное автором: А. Смитом было обнаружено, что частные предприятия, используя идеальные условия свободного рынка, участвуют в борьбе за покупателя и готовы предлагать высокое качество товара по приемлемой цене. Другие компании, игнорирующие данное правило, впоследствии покидают рынок [2, с.56].

Позже с развитием экономики и теории конкуренции, появились и другие определения понятия «конкурентоспособность». Рассмотрим их подробнее.

В общем виде, конкурентоспособность представляет собой комплексное понятие, включающее ряд преимуществ (конкурентных преимуществ) компании в сравнении с другими игроками рынка [3, с.9].  Основываясь на данном определении, конкурентоспособностью является наличие определенных преимуществ компании перед другими представителями рынка. Здесь хотелось бы отметить понятие конкурентных преимуществ – это уникальные характеристики предприятия, отличающие предприятие от аналогичных субъектов на рынке.

Также исследователи под конкурентоспособностью понимают способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях [4, с.7].  Авторы данного понятия под конкурентоспособностью понимают достижение предприятием более выгодной позиции в конкурентной борьбе. Здесь отметим, что конкурентной борьбой являются действия, направленные на удержание и рост доли рынка компании [5, с.31].

Следующим определением конкурентоспособности, которое хотелось бы отметить, является ее понимание как способности компании выдерживать конкуренцию с себе подобными, а также совершать конкурентные действия [6, с.13].  Автор понятия под конкурентоспособностью понимает выживаемость в условиях рынка, а также возможность участия в конкурентной борьбе при реализации ряда конкурентных действий. Под конкурентными действиями понимают осознанное, намеренное действие субъекта предпринимательства, адресованное одному конкуренту, группе или совокупности конкурентов [7, с.2].

Часть исследователей под конкурентоспособностью понимают оценку объекта, при которой выявляется способность объекта конкурировать на определенном рынке [8, с.138].  Основываясь на данном определении, под конкурентоспособностью следует понимать специфическую оценку предприятия в сравнении с другими игроками рынка, результатом проведения которой является определение степени выживаемости оцениваемого объекта на рынке.

Ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают естественный процесс в рыночной экономике, способность вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия [9, с.62].  Авторы понятия считают, что конкурентоспособность – это естественный процесс, осуществляемый менеджментом предприятия для создания и усовершенствования конкурентных преимуществ.

Нельзя также не отметить, что под конкурентоспособностью понимают способность товаров и (или) услуг компании  отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами или услугами, представленными на рынке [10, с.81]  Оценивая данное понятие, конкурентоспособность – это соответствие деятельности компании запросам рынка, востребованность ее товаров и услуг у покупателей, наличие ценности для потребителей в сравнении с аналогичными продуктами, товарами и услугами конкурентов.

Таким образом, основываясь на представленных определениях, под конкурентоспособностью следует понимать:

- предрасположенность к победе, лидерству, соревнованию;

- использование условий рынка для конкурентной борьбы;

- наличие ряда конкурентных преимуществ в сравнении с другими игроками рынка;

- достижение предприятием более выгодной позиции в конкурентной борьбе относительно конкурентов;

- способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, а также совершать конкурентные действия;

- специфическая оценка предприятия в сравнении с другими игроками рынка;

- способность вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятием;

- соответствие деятельности компании запросам рынка, востребованность ее товаров и услуг у покупателей, наличие ценности для потребителей в сравнении с аналогичными продуктами, товарами и услугами конкурентов.

Следует отметить, что в источниках также часто представлено понимание конкурентоспособности как качества продукции [11, с.8], что не является верным, прежде всего, что качество не всегда является требуемой характеристикой продукта для потребителя. Также основой конкурентоспособности является возможность сравнения с аналогичным продуктом (однородным объектом) по ряду характеристик [12, с.47] ,  и не всегда данной характеристикой выступает именно качество. Качество и конкурентоспособность не являются тождественными понятиями, следовательно, данные определения и не будут рассмотрены в рамках настоящей работы.

Основываясь на выявленной сущности понятия «конкурентоспособность», можно сделать вывод, что конкурентоспособность – это обобщенная экономическая категория, характеризующая экономическую ситуацию на рынке, присущая всем элементам экономической системы, но проявляющаяся в ситуациях конфликта (или конкурентной борьбы). Как экономическая категория, конкурентоспособность представляет собой функциональный результат использования множества факторов воздействия на конкурентов на различных уровнях и сегментах рынка [13, с.15].

Отнесение конкурентоспособности к экономическим категориям связано со следующими факторами:

- важность привлекательности деятельности компании, ее продукции и услуг для потребителя;

- необходимость удовлетворения разноплановых (часто противоречивых) требований;

- нацеленность на потребителя деятельности, продуктов и услуг предприятия;

- релятивистская природа конкурентоспособности (исследование предприятия относительно конкретного рынка и конкретного аналога);

- динамический характер конкурентоспособности (актуальность исследования имеет значение только в определенный момент, значительная степень изменчивости результата во времени);

- конкурентоспособность можно оценивать лишь на состоявшемся, недефицитном рынке;

- необходимость учета стадии жизненного цикла (предприятия, товара, услуги);

- исследование можно построить лишь об объекте, имеющем долю рынка, но учитывая и предысторию объекта, структуру формирования рынка и другие показатели развития [14, с.102].

Резюмируя можно сказать, что конкурентоспособность является типичным представителем экономической теории, так как ее характеристики соответствуют общим характеристикам экономики как науки.

Следует отметить, что ряд исследователей конкурентоспособности также подчеркивают, что конкурентоспособность не только экономическая категория (а именно направление «маркетинг»), но также частично относится и к квалиметрии (техническое направление) – наука исследующая качество.  Как было отмечено выше, качество не всегда является показателем, учитываемым при исследовании конкурентоспособности, поэтому в рамках настоящего исследования, конкурентоспособность – это экономическая категория.

 

Список литературы:
1. Иготти И.Н., Захаренкова И.А., Лелюшок М.И. Формирование целостного представления о кадровой безопасности и ее взаимосвязи с другими элементами безопасности организации// Экономика и управление народным хозяйством. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова. – 2020. – № 13(15). – с. 33.
2. Габитов А.Ф., Буг С.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2019. с. 56.
3. Антонов Г.Д., Тумин В.М. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Инфра-М, 2018. с. 9.
4. Гунина И.А., Решетов В.В., Савич Ю.А., Шотыло Д.М. Управление конкурентоспособностью предприятия: теория, методология, инструментарий. – Курск: Университетская книга, 2019. с. 7.
5. Круглик В.М. Конкурентоспособность предприятия. – М.: Инфра-М, 2013. с. 31.
6. Лифиц И.М. Оценка конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Кнорус, 2019. с. 13.
7. Мищенко Т.Е. Управление конкурентоспособностью предприятия//Аллея науки. - 2018. - Т. 8. - № 11 (27). с. 138.
8. Астахов В.В., Хабаров В.И. Определение эффективной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия. – М.: Синергия, 2019. с. 2.
9. Комарова О.В., Федотов В.А. Экономика. – М.: ИНФРА-М, 2019. с. 62.
10. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Кнорус, 2020. с. 81.
11. Борщева А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия//Бизнес и дизайн ревю. - 2018. - № 1 (9). с. 8.
12. Афонин А.М., Ицаков Е.Д. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса. – М.: Проспект, 2021. с. 47.
13. Еремеева Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: Юрайт, 2018. С. 15.
14. Салов А.И. Экономика. – М.: Литера, 2017. с. 102.