Статья:

Методы мониторинга и их применение

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Вирина К.В. Методы мониторинга и их применение // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/8(41).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы мониторинга и их применение

Вирина Карина Владимировна
магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

В целях обеспечения эффективного функционирования предприятий на территории субъектов РФ необходима система экономического мониторинга и анализа. Всестороннее знание состояния предприятий является одним из условий обеспечения экономического роста и развития.

Основными методами мониторинга являются следующие:

- изучение федеральных и региональных нормативных, методических документов в образовательной деятельности;

- целенаправленное наблюдение и личное участие в запланированных мероприятиях позволяет оперативно получать информацию;

- социологические устные (или письменные) опросы; собеседования, обсуждения с руководителями подразделений, педагогическими работниками, обучающимися, родителями (желательно индивидуальные);

- психологическая диагностика: письменные опросы (анкетирование);

- текущая, собственная статистика;

- регулярная отчетность и отчетность в исключительных случаях.

Наиболее широко используемые способы мониторинга, т. е. методы сбора данных, их применение, достоинства и недостатки представлены в таблице 1 [1].

Таблица 1.

Методы мониторинга, их применение, преимущества и недостатки

Метод

Применение

Преимущества

Недостатки

Интервью

Оценка понимания задач, оценка способов подготовки 

Подробность. Оценка достоверности на месте.

Отнимает много времени. Высокие требования к интервьюеру

Наблюдение и личное участие

Определение необходимых и имеющихся знаний и навыков

Богатство и непосредственность впечатлений. Можно оценить различия между фактами и восприятием. Элемент самоконтроля.

Влияет на поведение. Отнимает много времени. Субъективность

Опросы, обсуждения

При неожиданном возникновении сложных проблем в текущих вопросах

Подробность. Оценка достоверности на месте

Отнимает много времени.

Анкетирование

Определение необходимых и имеющихся знаний и навыков. 

Подробность. Не отнимает много времени.

Затруднена оценка достоверности

Изучение документов

Оценка понимания задач

Не требует личного участия работника

Высокие требования к эксперту

Текущая статистика

Определение требований. Определение необходимых и имеющихся знаний и навыков

Позволяет выявить тенденции, динамику

Поступают с опозданием и редко "говорят сами за себя", т.е. их надо обсуждать

Собственная статистика

Анализ результатов

Позволяет получить информацию быстрее, чем текущая статистика  

Требует больше усилий 

Регулярная отчетность

Анализ результатов

Полезный дисциплинирующий фактор

Очень зависит от качества отчета

Отчетность в исключительных случаях

Анализ результатов для внесения коррективов

Эффективна

При условии доверия к подчиненным

Тестирование знаний и навыков

Анализ потребностей. Анализ мотивации

 Легко обрабатывать. Объективность

Трудно разрабатывать

Психометрическое тестирование

Выявление восприятия важности знаний и навыков

Легко обрабатывать 

Трудно разрабатывать. Восприятие может быть необъективным 

 

Для анализа грузоперевозок по Северному морскому пути используем метод текущей статистики, регулярная отчетность.

Северный морской путь (СМП) – морская транспортная трасса Арктических морей (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и Берингова моря вдоль Северного Евразийского побережья. Кратчайший путь из Европы в Азию. «Тема Северного морского пути будет занимать центральное место в новой стратегии развития российской Арктики до 2035 года», – заявил эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Юрий Елизарьев на XI международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».

Объемы перевозок грузов по Северному морскому пути начинают увеличиваться с 1996 года [2].

Таблица 2.

Объем перевозок грузов по Северному морскому пути

Год

1996

2006

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Общее кол-во груза, млн тонн

1,8

1,96

3,26

3,88

3,91

3,98

5,43

7,48

9,93

20,18

31,53

32,97

 

Графически объем грузоперевозок по СМП представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Объем перевозок грузов по Северному морскому пути

 

На рисунке 1 можно увидеть резкий скачок увеличения грузоперевозок по СМП с 2017 по 2019 года.

Прогнозирование объема грузопотока по СМП с помощью полиномиальной линии тренда второй степени представлено на рисунке ниже.

 

Рисунок 2. Прогнозирование объема грузопотока по СМП с помощью линии тренда

 

Коэффициент детерминации равен 0,9454, это означает высокое качество построенной модели. Также на рисунке представлено уравнение регрессии [3].

Проведем анализ рядов динамики объема грузоперевозок по СМП.

Таблица 3.

Анализ данных по грузоперевозкам

Год

Общее кол-во груза

Абсолютный прирост

Коэффициент роста

Темп роста, %

Темп прироста, %

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2011

3,26

 

 

1,000

 

 

 

 

 

2012

3,88

0,62

0,62

1,190

1,190

119,0

119,0

19,0

19,0

2013

3,91

0,65

0,03

1,199

1,008

119,9

100,8

19,9

0,8

2014

3,98

0,72

0,07

1,221

1,018

122,1

101,8

22,1

1,8

2015

5,43

2,17

1,45

1,666

1,364

166,6

136,4

66,6

36,4

2016

7,48

4,22

2,05

2,294

1,378

229,4

137,8

129,4

37,8

2017

9,93

6,67

2,45

3,046

1,328

304,6

132,8

204,6

32,8

2018

20,18

16,92

10,25

6,190

2,032

619,0

203,2

519,0

103,2

2019

31,53

28,27

11,35

9,672

1,562

967,2

156,2

867,2

56,2

2020

32,97

29,71

1,44

10,113

1,046

1011,3

104,6

911,3

4,6

 

Объем грузооборота по СМП увеличился на 911,3% или 29,71 млн тонн в 2020 году по сравнению с 2011 годом. Наибольший прирост объема грузооборота по СМП произошел в 2018 году по сравнению с 2017 годом, и он равен 103,2% или 10,25 млн тонн.

Среднегодовой коэффициент роста равен 1,293, среднегодовой темп роста 129,3%, среднегодовой темп прироста – 29,3%. То есть можно сделать вывод, что объем грузооборота увеличился в среднем на 29,3% в год.

В 2019 году объем перевозок, отправленных по СМП в сопровождении ледоколов, достиг 31,53 млн тонн, в 2018 цифра увеличилась почти в два раза и составила 20,18 млн тонн.

 

Список литературы:
1. Шорохова И. С. Статистические методы анализа / И. С. Шорохова, Н. В. Кисляк, О. С. Мариев М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2019. – 244 с.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Статистика // Основные итоги работы транспорта : [офиц. Сайт] – Электрон. дан. – Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/23455, свободный (дата обращения: 15.05.2021). – Загл. с экрана.
3. Тутыгин, А. Г. Проблемы моделирования логистических операций в Арктической зоне Российской Федерации: монография: [16+] / А.Г. Тутыгин, Е.О. Антипов, В.Б. Коробов; Рос. акад. наук, М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. исслед. центр комплекс. изучения Арктики им. акад. Н.П. Лаверова РАН. – Архангельск: КИРА, 2020. – 244 с.