РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ COVID-19
Секция: Юриспруденция
XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ COVID-19
DEVELOPMENT OF ELECTRONIC FORMS OF HUMAN-STATE INTERACTION UNDER THE INFLUENCE OF COVID-19
Olga Mikityuk
Master’s student, Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассмотрены основные изменения в законодательстве Российской Федерации, обусловленные распространением COVID-19. Акцент сделан на изменениях в отправлении правосудия, оказании электронных государственных услуг. Представлены перспективы дальнейшего использования опыта, полученного под влиянием COVID-19, отражены положительные тенденции.
Abstract. The article discusses the main changes in the legislation of the Russian Federation due to the spread of COVID-19. The emphasis is on changes in the administration of justice, the provision of electronic public services. Prospects for further use of the experience gained under the influence of COVID-19 are presented
Ключевые слова: электронное правосудие; электронные государственные услуги; COVID-19; домен; суперсервисы.
Keywords: e-justice; e-government services; COVID-19; domain; super services.
Всем нам пришлось жить в новой реальности, в которой превалирует цифровой порядок общения, в том числе, электронный формат отправления правосудия, получения электронных государственных услуг, а также, в целом, жизнедеятельность граждан РФ в большей степени на период распространения COVID-19 протекала on-line.
В этой связи государству пришлось учиться на своих ошибках и в срочном порядке исправлять их, в том числе вносить поправки в соответствующие нормативные правовые акты, улучшать электронные сервисы, привлекая специалистов самого высокого класса.
Как бы это парадоксально ни звучало, но события, вызванные COVID-19 в РФ, принесли, в том числе, положительные моменты, а именно привели к решению застойных проблем. Как пишет Коммерсант, ссылаясь на доклад, подготовленный группой экспертов, в рамках программы ВШЭ: «запреты, наложенные в период самоизоляции, стали толчком для развития новых технологий в судах, в частности, проведения онлайн-заседаний и дальнейшей информатизации всей системы правосудия» [1].
Публикации такого рода позволяют оценить социальную обстановку в стране, в том числе, отправления правосудия. Следует согласиться с черных А. Б., которая пишет: «К сожалению, в России пока недостает специальных исследований, посвященных проблемам управления социальными процессами» [2].
Постановлением ВС РФ, Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 № 808 «О приостановлении личного приёма граждан в судах» [3], был приостановлен личный прием граждан в судах, а также были рекомендации подавать документы только через электронные интернет-приемные судов или по почте России. Согласно ч. 3, того же Постановления, всем судам при наличии технической возможности рекомендовалось инициировать рассмотрение дел путем использования систем видеоконференцсвязи.
Так, в соответствии с п. 5 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821 [4], во многих арбитражных судах реализована возможность проведения судебного заседания с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (судебные онлайн-заседания).
Оба постановления на момент написания статьи потеряли юридическую силу. Следовательно, и исчезла возможность организации судебных онлайн-заседаний.
Между тем, волна цифровизации охватила в первую очередь систему Арбитражных судов.
По данным на середину июля 2020 г. к системе вебконференции подключено 89 арбитражных судов, проведено более 19 тыс. онлайн-заседаний, назначено еще почти 30 тыс. заседаний, а всего подано около 60 тыс. ходатайств о проведении судебных слушаний в онлайн-режиме [1].
На сегодняшний день перечень Арбитражных судов, для которых доступна возможность проведения онлайн-заседаний, растет с каждым днем. данный список уже насчитывает ровно 100 судов, имеющих возможность проведения онлайн заседаний.
На наш взгляд, одним из самых весомых скачков можно считать практику организации онлайн-заседаний, заседаний, осуществляемых посредством видеоконференцсвязи в массовом формате во многих регионах страны.
Такого рода опыт, несомненно, поможет в будущем в организации реформы процессуального законодательства путем добавления онлайн-заседаний в Арбитражный процессуальный кодекс [5] (далее — АПК РФ) на постоянной основе.
Кроме того, в соответствии со ст. 153.1 АПК РФ, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в арбитражных судах или судах общей юрисдикции технической возможности осуществления видеоконференцсвязи.
Как вытекает из буквального толкования ст. 153.1 АПК РФ, ходатайство удовлетворяется при наличии в арбитражных судах технической возможности. События, вызванные COVID-19, спровоцировали рост судов, имеющих такую возможность. для примера, в июле 2020 г. было 89 судов, а в апреле 2021 г. стало уже 100 судов.
Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» [6] установлено, что в целях обеспечения социальной поддержки и сохранения доходов семей, имеющих детей, произвести единовременную выплату гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка.
В этой связи в сети «Интернет» появилось большое количество информации, не соответствующей действительности. Прежде всего, сайтов с доменными именами, копирующими официальный домен госуслуг «https://www.gosuslugi.ru/» [7]. Выглядит это, например, как «gosuslugiS.ru». Разница всего лишь в одной букве, что выполняет главную функцию для мошенника — слияние с официальным сайтом. Такого рода «сайты-мошенники» создаются, прежде всего, для отъема денег у населения, а также получения незаконным путем персональных данных.
В этой связи возникает серьезная угроза для лиц, не обращающих внимания на такие неточности в доменном адресе. Кроме того, безусловно «сайты-мошенники» могут быть созданы и для других официальных сайтов, таких как, например, официальный сайт Росреестра.
Так, Правительство Российской Федерации внесло проект федерального закона № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].
В частности, предлагаются поправки в ст. 62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно дополнить частями 25, 26 указанную статью.
«Не допускается создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением официального сайта), обеспечивающих возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и использование таких сайтов создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления, в том числе организации, и (или) обеспечения предоставления таких сведений заинтересованным лицам».
«За нарушение положений частей 24 и 25 настоящей статьи граждане, организации и иные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
На наш взгляд, в случае вступления в законную силу указанного Закона, а также его положительной практики, несомненно последуют поправки в отдельные нормативные правовые акты с запретом создания клонов других официальных сайтов.
Кроме того, в сети «Интернет» в марте и апреле 2020 г. содержалась информация по поводу того, что цены на товары первой необходимости обязательно вырастут вплоть до дефицита. В силу этого происходило провоцирование роста цен на продукты питания. Люди в обеспокоенности стали запасаться продуктами первой необходимости мясом, рыбой, яйцами, сахаром, маслом и т. д., что в дальнейшем создало иллюзию пустых полок в супермаркетах.
В этой связи Государственной думой Российской Федерации (далее — Гд РФ), а именно, Анатолием Выборным была предложена поправка в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) части третьей в статью 185.3. Манипулирование рынком.
Ответственность, по мнению представителя Единой России, должна появиться за «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации об изменении розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости».
Как правильно заметил А. Выборный: — «Один из факторов резкого ценового скачка — распространение заведомо ложной информации, способной вызвать рост стоимости продуктов или создание дефицита» [9].
Однако поправка не нашла должного отзыва у коллег депутата А. Выборного по Гд РФ.
Электронные государственные услуги под влиянием COVID-19 также не остались прежними.
В соответствии с классификацией, данной в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, одной из функций органов исполнительной власти является: «Функции по оказанию государственных услуг» [10].
Как правильно подметила Шубина Е. А., одной из главных признаков электронных государственных услуг является отсутствие прямого контакта заявителя с должностным лицом, оказывающим государственную услугу [11, с. 139]. Несомненно, данный признак можно назвать ключевым в период пандемии, однако так ли все гладко на практике и всегда ли возможно получить государственную услугу дистанционно?
Однозначно портал государственных услуг не был подготовлен к сложившейся ситуации, при которой все государственные услуги должны протекать в электронном формате. К слову, с 2019 г. в рамках национального проекта «Цифровая экономика» начался поэтапный запуск так называемых суперсервисов — комплексных электронных услуг, сгруппированных в зависимости от жизненной ситуации.
Суперсервисы обладают возможностями самостоятельного определения перечня юридически значимых действий, которые гражданин должен совершить в конкретной ситуации [12, с. 61].
другими словами, посещать организации, учреждения, ведомства и т. п. для сбора документов не придется. В то же время гражданину не придется и заполнять соответствующее заявление, оно будет сформировано автоматически.
Первый суперсервис «Рождение ребенка» планировалось запустить в течение 2020 г.
Однако обстоятельства подстегнули Правительство РФ в 2020 г. выпустить в свет уже семь следующих суперсервисов:
«Поступление в вуз онлайн», «Социальная поддержка онлайн», «Цифровое исполнительное производство, «Трудовые отношения онлайн», «Оформление европротокола онлайн»,
«Пенсия онлайн», «Онлайн помощь при инвалидности». что примечательно, сервис «Рождение ребенка» выйдет в свет лишь в 2021 г., а не как задумывалось в 2020 г.
В качестве примера, «Социальная поддержка онлайн» позволяет проактивно информировать о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки (с согласия гражданина) [13].
Таким образом, опыт, который мы приобрели под воздействием COVID-19, должен быть обязательно использован.
В частности, он может быть применен для организации онлайн заседаний.
Из положительных моментов можно выделить следующее. Во-первых, за 2020 и 2021 гг. количество Арбитражных судов, имеющих возможность проведения онлайн заседаний, увеличилось до 100 штук. Во-вторых, готовится законодательная база, которая позволяет блокировать сайты двойники Россреестра. В перспективе этот опыт может быть применен для других сайтов, копирующих сведения с других официальных сайтов государственной власти. Наконец, за 2020 г. было введено 7 суперсервисов вместо одного, как это задумывалось изначально.