Статья:

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА АГРОПРЕДПРИЯТИЯ

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Смирнов А.Р., Котляренко Т.А., Астахова Е.О. ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА АГРОПРЕДПРИЯТИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(47).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА АГРОПРЕДПРИЯТИЯ

Смирнов Алексей Рудольфович
магистрант, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград
Котляренко Тамара Андреевна
магистрант, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград
Астахова Евгения Олеговна
магистрант, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград
Карпова Анна Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград

 

Применение инструментов стратегического менеджмента в любой коммерческой организации, действующей в нестабильной среде, является важным условием ее выживания и повышения конкурентоспособности [3].  

Развитие аграрного сектора экономики в условиях увеличения конкуренции и глобализации рынков предопределяет возрастание роли стратегического менеджмента для предприятий агропромышленного комплекса.

Инструменты стратегического менеджмента, включающие методы анализа и диагностики стратегических позиций агропредприятия, а также модели конкурентного преимущества и стратегического позиционирования, призваны повысить достоверность проводимых исследований и сформировать информативную базу для принятия решений в области определения наиболее приоритетных направлений развития бизнеса в будущем.

Методы анализа и диагностики стратегических позиций предприятия предполагают исследования внешних и внутренних факторов. Внешний стратегический анализ включает оценку макроэкономических характеристик и непосредственного окружения.

В зависимости от конкретной ситуации управленческое обследование внутренней среды организации может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие – полнота стратегического анализа по сильным и слабым сторонам деятельности организации, его качество и конечная эффективность. Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми владеет организация, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие конкурировать на рынке. Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.

Основные методы, используемые в стратегическом анализе, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Инструменты стратегического анализа

Направление стратегического анализа

Методы, используемые при проведении стратегического анализа

Анализ микросреды (внутренней среды предприятия)

SNW-анализ (StrengthNeutralWeak – сильные, слабые стороны предприятия и нейтральная позиция в отрасли – это форма SWOT-анализа, включающая анализ только внутренней среды предприятия);

Жизненный цикл товара;

Жизненный цикл технологии;

Жизненный цикл организации;

Кривая обучения;

IFE матрица (InternalFactorEvaluationmatrix – матрица оценки внутренних факторов)

Анализ мезосреды

(отраслевого окружения)

5 конкурентных сил Портера;

Сеть ценностей (NetValue);

Жизненный цикл отрасли;

EFE матрица (ExternalFactorEvaluationmatrix – матрица оценки внешних факторов)

Анализ макросреды

(деловой среды)

PEST или STEP-анализ (Political, Economical, SocialandTecnological – это анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды)

Интегрированный анализ внешней и внутренней среды

Матрица Ансоффа «продукт-рынок»;

Матрица BCG или матрица «рост – доли рынка» (матрица BostonConsultingGroup (Бостонская консалтинговая группа, или БКГ));

Матрица GE (матрица GeneralElectric (Дженерал Электрик));

Матрица Arthur D. Little – ADL (матрица Артура Д. Литтла) – (жизненный цикл – конкурентные преимущества);

Матрица McKinsey и GeneralElectric (привлекательность рынка – преимущества в конкуренции);

Матрица конкурентного преимущества (усовершенствованная матрица BCG);

SWOT-анализ (Strong, Weak, OpportunitiesandThreats – Сильные, Слабые стороны предприятия, Возможности и Угрозы);

SPACE-анализ (StrategicPositionandACtionEvaluationmatrix – матрица оценки стратегического положения и оценки действий);

IE матрица (InternalExternal – матрица внутренних и внешних факторов.

 

Данная классификация используемых методов в стратегическом анализе внешнего окружения и внутреннего потенциала предприятия является условной, так как большинство методов, применяемых при осуществлении анализа внешней среды, требуют исследования внутренней среды функционирования предприятия и наоборот.

Классические методы достаточно эффективны при правильном проведении анализа и обеспечивают высокую точность прогнозов. Каждый инструмент стратегического менеджмента имеет свою специфику определения стратегических альтернатив развития. Выбор и применение отдельного инструмента стратегического менеджмента обуславливается условиями функционирования предприятия на рынке, позицией руководства к определению будущих направлений развития, а также степенью важности идентификации оценки влияния тех или иных факторов внешней среды [2].

Выполненный анализ инструментов стратегического менеджмента свидетельствует о значительном количестве разработок в этой сфере [3]. Вместе с этим существует ряд проблем и вопросов, решение которых позволит более полно использовать возможности этого направления в современной теории и практике управления. Среди них особое место занимает отсутствие научно-методической базы стратегического менеджмента для предприятий агропромышленного комплекса, что приводит к недостаточной реализации возможностей этого сектора экономики в нашей стране. Систематизация результатов анализа и диагностики стратегических позиций - это своеобразный предварительный этап для формирования модели конкурентного преимущества и разработки стратегического плана развития предприятия (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Линейный алгоритм системного подхода для разработки стратегического плана развития агропредприятия с учетом классификации инструментов стратегического менеджмента

 

Следует заметить, что на предприятиях анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на хозяйство, не проводится системно. Следовательно, именно системный подход позволит определить стратегические позиции для предприятия АПК (Рисунок 2).

Система основывается на 6 основных этапах: разработка стратегии, её планирование, соответствие организации и выбранной стратегии, планирование операционной деятельности, мониторинг и выявление проблем, тестирование и корректировка стратегии. Данные процессы составляют основу интегрированной и комплексной системы с замкнутым циклом, связывающую стратегическое планирование с планированием производственной деятельности, исполнением планов, обратной связью и распознанием проблем. Систему включают гибкие части и меняющиеся взаимоотношения, она требует целостности и взаимосвязи всех направлений деятельности и подразделений предприятия.

 

Рисунок 2. Системный подход к стратегическому менеджменту деятельности агропредприятия

 

Существующие инструменты стратегического менеджмента не учитывают ряд значительных факторов, в частности:

  • особенности развития аграрного производства России и характер инновационных процессов;
  • взаимосвязь и взаимозависимость количественных и качественных характеристик.
  • проведение сравнительного стратегического анализа предприятий АПК практически невозможно из-за отсутствия среднеотраслевых показателей.
  • использование инструментов стратегического планирования для разработки стратегий развития российских предприятий АПК требует от менеджеров высокой квалификации и большого опыта работы именно в сфере сельскохозяйственного производства.

Таким образом, разработка новых инструментов стратегического менеджмента, адаптация имеющихся методов к особенностям агробизнеса, корректировка границ анализируемых показателей для формирования стратегических направлений развития агропредприятий имеет важное значение с позиции формирования результативных характеристик хозяйственной деятельности.

 

Список литературы:
1. Коновалова Н.О. Инструменты стратегического менеджмент / Н.О. Коновалова // Современные научные исследования и разработки. -2018. -Т. 3. № 4 (21). - С. 237-239.
2. Никулина Т.Н. Инструменты и методы стратегического менеджмента / Т.Н. Никулина // В сборнике: Личность и динамика социальных систем. Материалы научной конференции. Под редакцией Л.А. Мирской. - 2017. - С. 91-94. 
3. Светник Т.В. Стратегический менеджмент: от разрозненных инструментов к эффективному механизму / Т.В. Светник, Е.В. Федюкович // Бизнес. Образование. Право. - 2020. № 1 (50). - С. 88-93.
4. Ovchinnikov A., Kozenko Z., Bichkov M., Kabanov V., Karpova A. Strategic management of sustainable development of agro - industrial complex with economic integration. European Research Studies Journal. - 2015. - Т. 18. № 3. - С. 307-315.