ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА АГРОПРЕДПРИЯТИЯ
Секция: Экономика
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА АГРОПРЕДПРИЯТИЯ
Применение инструментов стратегического менеджмента в любой коммерческой организации, действующей в нестабильной среде, является важным условием ее выживания и повышения конкурентоспособности [3].
Развитие аграрного сектора экономики в условиях увеличения конкуренции и глобализации рынков предопределяет возрастание роли стратегического менеджмента для предприятий агропромышленного комплекса.
Инструменты стратегического менеджмента, включающие методы анализа и диагностики стратегических позиций агропредприятия, а также модели конкурентного преимущества и стратегического позиционирования, призваны повысить достоверность проводимых исследований и сформировать информативную базу для принятия решений в области определения наиболее приоритетных направлений развития бизнеса в будущем.
Методы анализа и диагностики стратегических позиций предприятия предполагают исследования внешних и внутренних факторов. Внешний стратегический анализ включает оценку макроэкономических характеристик и непосредственного окружения.
В зависимости от конкретной ситуации управленческое обследование внутренней среды организации может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие – полнота стратегического анализа по сильным и слабым сторонам деятельности организации, его качество и конечная эффективность. Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми владеет организация, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие конкурировать на рынке. Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.
Основные методы, используемые в стратегическом анализе, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Инструменты стратегического анализа
Направление стратегического анализа |
Методы, используемые при проведении стратегического анализа |
Анализ микросреды (внутренней среды предприятия) |
SNW-анализ (StrengthNeutralWeak – сильные, слабые стороны предприятия и нейтральная позиция в отрасли – это форма SWOT-анализа, включающая анализ только внутренней среды предприятия); Жизненный цикл товара; Жизненный цикл технологии; Жизненный цикл организации; Кривая обучения; IFE матрица (InternalFactorEvaluationmatrix – матрица оценки внутренних факторов) |
Анализ мезосреды (отраслевого окружения) |
5 конкурентных сил Портера; Сеть ценностей (NetValue); Жизненный цикл отрасли; EFE матрица (ExternalFactorEvaluationmatrix – матрица оценки внешних факторов) |
Анализ макросреды (деловой среды) |
PEST или STEP-анализ (Political, Economical, SocialandTecnological – это анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды) |
Интегрированный анализ внешней и внутренней среды |
Матрица Ансоффа «продукт-рынок»; Матрица BCG или матрица «рост – доли рынка» (матрица BostonConsultingGroup (Бостонская консалтинговая группа, или БКГ)); Матрица GE (матрица GeneralElectric (Дженерал Электрик)); Матрица Arthur D. Little – ADL (матрица Артура Д. Литтла) – (жизненный цикл – конкурентные преимущества); Матрица McKinsey и GeneralElectric (привлекательность рынка – преимущества в конкуренции); Матрица конкурентного преимущества (усовершенствованная матрица BCG); SWOT-анализ (Strong, Weak, OpportunitiesandThreats – Сильные, Слабые стороны предприятия, Возможности и Угрозы); SPACE-анализ (StrategicPositionandACtionEvaluationmatrix – матрица оценки стратегического положения и оценки действий); IE матрица (InternalExternal – матрица внутренних и внешних факторов. |
Данная классификация используемых методов в стратегическом анализе внешнего окружения и внутреннего потенциала предприятия является условной, так как большинство методов, применяемых при осуществлении анализа внешней среды, требуют исследования внутренней среды функционирования предприятия и наоборот.
Классические методы достаточно эффективны при правильном проведении анализа и обеспечивают высокую точность прогнозов. Каждый инструмент стратегического менеджмента имеет свою специфику определения стратегических альтернатив развития. Выбор и применение отдельного инструмента стратегического менеджмента обуславливается условиями функционирования предприятия на рынке, позицией руководства к определению будущих направлений развития, а также степенью важности идентификации оценки влияния тех или иных факторов внешней среды [2].
Выполненный анализ инструментов стратегического менеджмента свидетельствует о значительном количестве разработок в этой сфере [3]. Вместе с этим существует ряд проблем и вопросов, решение которых позволит более полно использовать возможности этого направления в современной теории и практике управления. Среди них особое место занимает отсутствие научно-методической базы стратегического менеджмента для предприятий агропромышленного комплекса, что приводит к недостаточной реализации возможностей этого сектора экономики в нашей стране. Систематизация результатов анализа и диагностики стратегических позиций - это своеобразный предварительный этап для формирования модели конкурентного преимущества и разработки стратегического плана развития предприятия (Рисунок 1).
Рисунок 1. Линейный алгоритм системного подхода для разработки стратегического плана развития агропредприятия с учетом классификации инструментов стратегического менеджмента
Следует заметить, что на предприятиях анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на хозяйство, не проводится системно. Следовательно, именно системный подход позволит определить стратегические позиции для предприятия АПК (Рисунок 2).
Система основывается на 6 основных этапах: разработка стратегии, её планирование, соответствие организации и выбранной стратегии, планирование операционной деятельности, мониторинг и выявление проблем, тестирование и корректировка стратегии. Данные процессы составляют основу интегрированной и комплексной системы с замкнутым циклом, связывающую стратегическое планирование с планированием производственной деятельности, исполнением планов, обратной связью и распознанием проблем. Систему включают гибкие части и меняющиеся взаимоотношения, она требует целостности и взаимосвязи всех направлений деятельности и подразделений предприятия.
Рисунок 2. Системный подход к стратегическому менеджменту деятельности агропредприятия
Существующие инструменты стратегического менеджмента не учитывают ряд значительных факторов, в частности:
- особенности развития аграрного производства России и характер инновационных процессов;
- взаимосвязь и взаимозависимость количественных и качественных характеристик.
- проведение сравнительного стратегического анализа предприятий АПК практически невозможно из-за отсутствия среднеотраслевых показателей.
- использование инструментов стратегического планирования для разработки стратегий развития российских предприятий АПК требует от менеджеров высокой квалификации и большого опыта работы именно в сфере сельскохозяйственного производства.
Таким образом, разработка новых инструментов стратегического менеджмента, адаптация имеющихся методов к особенностям агробизнеса, корректировка границ анализируемых показателей для формирования стратегических направлений развития агропредприятий имеет важное значение с позиции формирования результативных характеристик хозяйственной деятельности.