СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Секция: Экономика
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
В 2022 году одним из актуальных вопросов стимулирования социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов выступает обеспечение их экономической безопасности, оценка эффективности которой позволяет определить проблемные области и барьеры, требующие ресурсов для их устранения.
Таким образом, вопросы обеспечения экономической безопасности регионов имеют повышенную степень актуальности, как проблематика научных исследований. К тому же, в современных условия социально-экономического развития России наблюдаются негативные воздействия на основные индикаторы экономической безопасности регионов через продолжение распространения пандемии коронавирусной инфекции Covid-19.
Российская Федерация – государство с масштабными просторами, что привело к большему количеству региональных субъектов, между которыми сформированы дифференциальные уровни социального и экономического развития.
По этой причине, региональная экономика и ее управление выступают основными направлениями института государственной власти и системы государственного регулирования в современности. Решение задач в данном направлении обеспечивает не только социально-экономическое развитие региональных субъектов РФ, но и национальную экономическую безопасность всего государства.
Региональная экономическая политика выступает элементом стратегии развития региона. Так, региональная экономическая политика выступает системой действий и намерений, которые воплощают в жизнь интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов [1].
Экономическая безопасность страны может быть определена как совокупность индивидуальной экономической безопасности отдельных регионов и их стабильного развития. Экономическая безопасность региона может быть определена как автономия или экономическая независимость, которая проявляется при осуществлении контроля над ресурсами региона и максимизации конкурентных преимуществ [5].
В современных условиях трансформации института государственного управления в России региональная экономическая политика является независимым и обязательным элементом правовой и политической основы общества и всего государства в целом, дающей гарантию относительной равноценности экономического пространства. Главной задачей регионального управления выступает обеспечение экономической безопасности регионов, от чего зависит устойчивость национальной экономической системы.
В рамках системы управления и регулирования социально-экономического развития регионов России формируется алгоритм действий по механизмам повышения региональной экономической безопасности, где наблюдаются следующие процессы [2]:
- выбор сетки регионов;
- выбор ключевых показателей и индикаторов;
- выделение полюсов социально-экономического развития;
- определение поддерживаемых регионов.
При государственном регулировании экономической безопасности регионов применяются следующие механизмы и инструменты управления, изображенные на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизмы и инструменты государственного регулирования социально-экономического развития
Одна из острых задач Правительства РФ на сегодняшний день – это создание условий по решению основных проблем неравномерного развития экономических систем регионов нашей страны, между которыми наблюдается сильное различие, как в социальных, так и в экономических показателях/индикаторах.
Ни для кого не секрет, что между многими регионами России существуют большая пропасть не только социально-экономического развития, но и условий и уровня жизни населения, что негативно сказывается на обеспечении их региональной экономической безопасности.
Разрыв в социально-экономическом развитии как между регионами РФ, так и внутри самих регионов безобразно велик, что является постоянным источником общественной напряженности, говорит замгендиректор Международного центра развития регионов Олег Столяров.
Например, между минимальным и максимальным значением валового регионального продукта на душу населения наблюдается разница в 4 раза (в Северо-Кавказском федеральном округе РФ размер ВРП на душу населения составляет 184 466 рублей, а в Уральском федеральном округе – 758 885 рублей) [3].
В рамках повышения экономической безопасности региона можно избрать следующие стратегии.
Во-первых, одним из направлений является решение проблем финансового обеспечения социальной сферы политики региона, где необходимо перекладывание отдельных вопросов финансирования с государственных к частным рукам. Так, первоочередной альтернативой решения проблемы дефицита средств для обеспечения социальной сферы выступает развитие Фонда социального страхования.
Во-вторых, чтобы решить стратегическую задачу при обеспечении региональной экономической безопасности необходимо применение механизма прогнозирования, где проводится составление прогнозов социально-экономического развития и бюджетных прогнозов. Для депрессивных регионов России данные инструменты важны в стимулировании социально-экономического развития. Поэтому от качества их составления и объективности показателей с фактическими данными зависит эффективность повышения экономической безопасности.
В рамках решения актуальных проблем социально-экономического развития регионов необходимо использование механизмов государственно регулирования, которые способны достичь следующих результатов, как [4]:
1. Сокращение неравенства и разрыва в показателях уровня качества жизни населения.
2. Сокращение разрывов и устранение барьеров в социально-экономическом развитии региона.
3. Стимулирование развития инфраструктуры.
4. Повышение уровня удовлетворенности населением качества предоставляемых государственных услуг в регионе.
Таким образом, подводя итоги, заключим, что в основе стратегий повышения экономической безопасности регионов России выступает необходимость решения острых проблем и барьеров, препятствующих социально-экономическому развитию. Основным недостатком региональной политики является наличие высокого уровня социально-экономического неравенства и диспропорции между качеством жизни населения в регионах страны. Исходя из этого, необходимо выравнивание основных социальных и экономических показателей/индикаторов, что позволит обеспечить равномерное развитие территорий.