Статья:

СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Черенцов М.Р. СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(50).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Черенцов Михаил Романович
студент, Сибирский институт управления РАНХиГС, РФ, г. Новосибирск

 

В 2022 году одним из актуальных вопросов стимулирования социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов выступает обеспечение их экономической безопасности, оценка эффективности которой позволяет определить проблемные области и барьеры, требующие ресурсов для их устранения.

Таким образом, вопросы обеспечения экономической безопасности регионов имеют повышенную степень актуальности, как проблематика научных исследований. К тому же, в современных условия социально-экономического развития России наблюдаются негативные воздействия на основные индикаторы экономической безопасности регионов через продолжение распространения пандемии коронавирусной инфекции Covid-19.

Российская Федерация – государство с масштабными просторами, что привело к большему количеству региональных субъектов, между которыми сформированы дифференциальные уровни социального и экономического развития.

По этой причине, региональная экономика и ее управление выступают основными направлениями института государственной власти и системы государственного регулирования в современности. Решение задач в данном направлении обеспечивает не только социально-экономическое развитие региональных субъектов РФ, но и национальную экономическую безопасность всего государства.

Региональная экономическая политика выступает элементом стратегии развития региона. Так, региональная экономическая политика выступает системой действий и намерений, которые воплощают в жизнь интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов [1].

Экономическая безопасность страны может быть определена как совокупность индивидуальной экономической безопасности отдельных регионов и их стабильного развития. Экономическая безопасность региона может быть определена как автономия или экономическая независимость, которая проявляется при осуществлении контроля над ресурсами региона и максимизации конкурентных преимуществ [5].

В современных условиях трансформации института государственного управления в России региональная экономическая политика является независимым и обязательным элементом правовой и политической основы общества и всего государства в целом, дающей гарантию относительной равноценности экономического пространства. Главной задачей регионального управления выступает обеспечение экономической безопасности регионов, от чего зависит устойчивость национальной экономической системы.

В рамках системы управления и регулирования социально-экономического развития регионов России формируется алгоритм действий по механизмам повышения региональной экономической безопасности, где наблюдаются следующие процессы [2]:

- выбор сетки регионов;

- выбор ключевых показателей и индикаторов;

- выделение полюсов социально-экономического развития;

- определение поддерживаемых регионов.

При государственном регулировании экономической безопасности регионов применяются следующие механизмы и инструменты управления, изображенные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Механизмы и инструменты государственного регулирования социально-экономического развития

 

Одна из острых задач Правительства РФ на сегодняшний день – это создание условий по решению основных проблем неравномерного развития экономических систем регионов нашей страны, между которыми наблюдается сильное различие, как в социальных, так и в экономических показателях/индикаторах.

Ни для кого не секрет, что между многими регионами России существуют большая пропасть не только социально-экономического развития, но и условий и уровня жизни населения, что негативно сказывается на обеспечении их региональной экономической безопасности.

Разрыв в социально-экономическом развитии как между регионами РФ, так и внутри самих регионов безобразно велик, что является постоянным источником общественной напряженности, говорит замгендиректор Международного центра развития регионов Олег Столяров.

Например, между минимальным и максимальным значением валового регионального продукта на душу населения наблюдается разница в 4 раза (в Северо-Кавказском федеральном округе РФ размер ВРП на душу населения составляет 184 466 рублей, а в Уральском федеральном округе – 758 885 рублей) [3].

В рамках повышения экономической безопасности региона можно избрать следующие стратегии.

Во-первых, одним из направлений является решение проблем финансового обеспечения социальной сферы политики региона, где необходимо перекладывание отдельных вопросов финансирования с государственных к частным рукам. Так, первоочередной альтернативой решения проблемы дефицита средств для обеспечения социальной сферы выступает развитие Фонда социального страхования.

Во-вторых, чтобы решить стратегическую задачу при обеспечении региональной экономической безопасности необходимо применение механизма прогнозирования, где проводится составление прогнозов социально-экономического развития и бюджетных прогнозов. Для депрессивных регионов России данные инструменты важны в стимулировании социально-экономического развития. Поэтому от качества их составления и объективности показателей с фактическими данными зависит эффективность повышения экономической безопасности.

В рамках решения актуальных проблем социально-экономического развития регионов необходимо использование механизмов государственно регулирования, которые способны достичь следующих результатов, как [4]:

1. Сокращение неравенства и разрыва в показателях уровня качества жизни населения.

2. Сокращение разрывов и устранение барьеров в социально-экономическом развитии региона.

3. Стимулирование развития инфраструктуры.

4. Повышение уровня удовлетворенности населением качества предоставляемых государственных услуг в регионе.

Таким образом, подводя итоги, заключим, что в основе стратегий повышения экономической безопасности регионов России выступает необходимость решения острых проблем и барьеров, препятствующих социально-экономическому развитию. Основным недостатком региональной политики является наличие высокого уровня социально-экономического неравенства и диспропорции между качеством жизни населения в регионах страны. Исходя из этого, необходимо выравнивание основных социальных и экономических показателей/индикаторов, что позволит обеспечить равномерное развитие территорий.

 

Список литературы:
1. Ободец Я.В., Соснина А.С. Концепция совершенствования прогнозирования социально-экономического развития региона // Сборник научных работ серии «Государственное управление». 2020. № 18. С. 53-60.
2. Безденежных Т.И. Социально-экономическое развитие регионов России: проблемы и пути решения // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 3 (438). С. 541-552.
3. Чем опасно экономическое неравенство регионов РФ. URL: https://www.ridus.ru/news/279844 (дата обращения: 25.04.2022).
4. Янковская Е.С. Проблемы государственного регулирования социально-экономического развития регионов России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 58-61.
5. Акбердина В.В., Смирнова О.П. Экономическая безопасность региона: оценка и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2018. №8 (455).